Отдельные творческие решения в живописи, скульптуре и дизайне
Раннее освоение эвристикРаннее открытие / освоение эвристик
История обучения творческим приёмамИстория обучения именно творческим приёмам, технологиям и т.п.
X
Отдельные творческие решения в живописи, скульптуре и дизайне
Раннее освоение эвристикРаннее открытие / освоение эвристик
История обучения творческим приёмамИстория обучения именно творческим приёмам, технологиям и т.п.
X
Эта статья была написана Эженом Делакруа в связи с изданием книги художницы Элизабет Каве: Рисование без учителя / La dessin sans maître.
«…прежде всего г-жа Каве рекомендует считаться с призванием ученика, рассматривая это как необходимое условие всякого обучения. «В наше время, - говорит она, - художниками делаются вопреки рассудку. Молодому человеку говорят: «ты будешь живописцем или скульптором» как ему сказали бы: «ты будешь горшечником или столяром». Сейчас меньше всего стараются определить склонности ученика и забывают, что только гений может сказать молодому человеку: ты будешь художником. Иначе было в древности». В другом месте она говорит: «Посмотрите на эту реку, которая плавно течёт в русле, приготовленном для неё природой. Она несёт в своём извилистом течении свежесть и изобилие, вбирает в себя ручейки, встречающиеся на её пути, и, наконец, вливается в море могучим и величественным потоком. Таковы талант и гений: они легко следуют своим естественным путём. Напротив, у натур заурядных всё искусственно и натянуто. Они напоминают вырытые в горах каналы, которым не хватало бы воды, если бы их не питали соседние потоки. Это - искусственные реки, лишённые прелести и жизни».
Из всех этих отрывков, приведенных мною наугад, видно, как легка моя задача: читатель без труда может составить себе ясное представление о работе г-жи Каве по этим сдержанным, простым и поразительно точным образам, которые часто встречаются здесь наряду с ценными советами, было бы чрезвычайно трудно дать полный анализ этого ясного и поучительного трактата: мы были бы вынуждены повторяться и пересказывать своими словами те простые истины, которые автор предлагает вниманию читателей. Автор обращается, главным образом, к молодым девушкам, своим ученицам, и излагает свои мысли в чрезвычайно лёгкой форме, но они, безусловно, интересны для всех художников и заслуживают размышления и запоминания.
Мне хочется ещё напомнить слова г-жи Каве о том, как полезно изучать произведения великих мастеров. (Характерно, что примерно в это же время в Европе шло «снижение эталонов культуры» - Прим. И.Л. Викентьева). Мне кажется, что в своих рассуждениях об их различных достоинствах она в немногих словах даёт разрешение сложного вопроса, который не решён до сих пор, несмотря на то, что по этому поводу было написано бесчисленное множество томов. Речь идёт о том идеале красоты, который одни видят в прямой линии, другие в спирали, а автор трактата - во всем, что достойно восхищения:
«Изучайте различия, существующие между этими великими талантами, - говорит г-жа Каве, перечислив великих мастеров различных школ, - одни из них стоят на первом месте, другие на втором; но все они создали прекрасные произведения, и у каждого есть чему поучиться. При этом я особенно советую не быть односторонним. Немало художников погибло только потому, что приняло какую-то одну манеру, осудив все остальные. Необходимо изучать всё и изучать беспристрастно. Только таким образом вы сможете сохранить свою оригинальность, так как не будете следовать манере какого-то одного художника. Нужно быть учеником всех и в то же время ничьим; все полученные уроки нужно превращать в собственное достояние.
Если один художник стремился изучить природу в её мельчайших подробностях, то другой искал живописных эффектов и благородства поз; одни изображали на своих полотнах сцены из античной истории, другие же легко и просто брали самый обычный сюжет и изображали его таким, каким они его видели; одни искали вдохновения в поэзии, другие в действительности. Паоло Веронезе в изобилии расточает воздух и свет, а Рембрандт облекает всё в глубокую и таинственную полутень; у одного свет, у другого мощь и выразительность. Все они непохожи друг на друга, но каждый из них прав и верен природе. Если женщины Рубенса не похожи на женщин Тициана, то это просто потому, что голландки не похожи на итальянок. Но даже в одной стране художники отличаются друг от друга по форме, подобно Тициану, Рафаэлю и Паоло Веронезе, ибо у каждого из них - свой вкус, каждый писал женщин такими, какими они ему нравились, и никто из них не ошибался, так как изображал ту красоту, которую видел в природе».
Я оставляю читателя под впечатлением этих ясных и разумных слов, не сопровождая их своими замечаниями. Они послужат мне заключением, и, может быть, помогут людям договориться относительно различных достоинств великих мастеров и пресловутого «идеала красоты», который стоил многим великим философам стольких бессонных ночей, тогда как другие замечательные люди находили его, нимало о нем не размышляя».
Эжен Делакруа, О преподавании рисунка / Мысли об искусстве. О знаменитых художниках, М., «Издательство Академии художеств СССР», 1960 г., с. 143-145.