Застой искусства – массовый переход к мелким инновациям по Георгу Гроссу

Георг Гросс и его соавтор Виланд Герцфельде описывают характерное явление:

- основные художественные решения уже сделаны ранее первопроходцами направления; 
- в профессию пришло много новых людей, которые не делают новых прорывных решений (кто-то просто не может, кто-то не хочет...) и спобны лишь к тиражированию известного. В лучшем случае, они способны к мелким инновациям.  

 

«Ещё на рубеже века рисовальщик и поэт были во Франции подлинно движущей силой общественного прогресса. (Вспомним Виктора Гюго, Курбе, Золя, «Л'асьет-о-бёр», Стейнлейна, Гранжуана и многих других.)

Но сегодня в Париже такой же застой, господствует такая же «золотая середина», как и у нас. Старый бард Анатоль Франс, который хотел перенести в XX век традиции свободного искромётного французского ума, был поистине беспочвенным мечтателем, последним символом былых времен.

Правда, отдельные художники и писатели продолжают борьбу, например Мазерель, Барбюс, писатели, вошедшие в «Кларте», но действуют они в одиночку, представляя только себя; понятие «радикальный» утратило свою прежнюю остроту. Ромен Роллан, на которого охотно ссылаются как на провозвестника лучшего человечества, такой же мягкий радикал, как Эррио в политике (так что сходство с Эбертом не только чисто внешнее).

Милан и близкая нам Франция истинно революционного пафоса и непримиримой социальной сатиры принадлежит XVIII и XIX векам. Сравните юмористический журнал «Ля шаррет» со старой «Л'асьет-о-бёр»! В таком же примерно упадке пребывает и «Симплициссимус».

Георг Гросс, Виланд Герцфельде, Париж как город искусства, в книге: Георг Гросс, Мысли и творчество, М., «Прогресс», 1975 г., с. 48-49.