Механизмы обмана лже-пророком граждан по Лукиану

В греческий город явился некто Александр и после нескольких несложных чудес для привлечения внимания горожан  (Лукиан описывает их как несложные фокусы в затемнённом помещении) обещал им предсказывать будущее…

«Александр советовал каждому написать на табличках, что он желает или что он особенно хотел бы знать, затем связать таблички и запечатать их воском, глиной или чем-нибудь вроде этого. Обманщик сам брал таблички и, войдя в святилище (храм был уже воздвигнут и были приготовлены подмостки), объявлял, что будет через глашатая и священнослужителя по очереди вызывать подавших таблички. Он обещал, выслушав ответ Бога, возвратить таблички запечатанными, как они были раньше, с приписанным ответом на вопрос: Бог-де отвечает на всё, о чём бы его ни спросили.

Подобная проделка совершенно ясна и сразу понятна для такого человека, как ты или, если не будет нескромностью сказать, как я; людям же недалёким и глупым это казалось чудом и похожим на что-то необъяснимое. Придумав разнообразные способы снимать печати, Александр прочитывал каждый вопрос и отвечал на него, как находил подходящим; затем завязав,  запечатывал таблички и отдавал их, к большому удивлению получавших. Часто среди них раздавалось: «И откуда он мог узнать, что я ему передал? Ведь я тщательно запечатал, и печать трудно подделать; конечно, это сделал бог, который все знает в точности».

Может быть, ты спросишь, какой способ он придумал для вскрытия табличек; выслушай же меня, чтобы ты в подобных случаях мог уличать виновных в обмане.

Первый способ, дорогой Цельс, состоит вот в чём: раскалив иглу и расплавив при её помощи часть воска, находившуюся под оттиском, он снимал печать и прочитывал таблички. Затем без труда вновь склеивал, расплавив иголкой воск - и тот, что находился внизу, под бечёвкой, и тот, на котором был самый оттиск. Второй способ заключался в применении так называемого коллирия.

Этот состав приготовляется из бруттийской смолы, асфальта, толчёного прозрачного камня, воска и мастики. Составив коллирий, разогрев его на огне и смазав печать слюной, он накладывал сверху эту смесь и, сняв, получал отпечаток. Когда же тот затвердевал, Александр спокойно распечатывал таблички и читал их. Затем накладывал воск и, приложив коллирий, словно каменную печатку, делал оттиск вполне сходный с прежним. Кроме этих двух способов, познакомься и с третьим. Всыпав в камедь, которою склеивают книги, извести и сделав из этого тесто, Александр прикладывал состав ещё влажным к печати; затем, сняв, пользовался им как печаткой: состав тотчас же засыхал и становился тверже рога и даже железа. Для той же цели он придумал и многое другое, но нет необходимости припоминать все, чтобы не оказаться не знающим меры, особенно - перед тобой: ведь ты сам дал много подходящих примеров в своём сочинении против магов - прекраснейшем труде, полезнейшем и могущем сделать более умными тех, кто с ним познакомится.

Александр предсказывал и пророчествовал с большим умением, обладая, кроме воображения, ещё и догадливостью; одним он давал двусмысленные и неопределённые ответы, другим - совершенно невразумительные: ему казалось это вполне подходящим для деятельности пророка. Одних он отговаривал, других побуждал действовать, как он находил лучше, соответственно своей догадке. Иным он давал врачебный совет и предписывал вести определённый образ жизни, зная, как я говорил, много полезных лекарств. Особенно он любил прописывать «китмиду»: обманщик придумал это название для укрепляющего снадобья, изготовленного из козьего жира. Но божество всегда откладывало до другого раза предсказания об исполнении желаний, об успехах, получении наследства, прибавляя, что «все исполнится, когда я того пожелаю и когда Александр, мой пророк, будет просить и молиться за вас».

За каждое прорицание была назначена плата - драхма и два обола. Не подумай, мой друг, что этот доход был мал и приносил немного: Александр собирал от семидесяти до восьмидесяти тысяч ежегодно, так как люди в своей ненасытности обращались к нему до десяти и пятнадцати раз. Однако, получая эти доходы, он пользовался ими не один и не откладывал сокровищ, но держал около себя много сотрудников и помощников: соглядатаев, составителей и хранителей изречений, секретарей, лиц, накладывающих печати, и различных толкователей; каждому из них он уделял по заслугам.

Иных он отправлял в чужие страны с тем, чтобы они распространяли среди различных народов слух о его оракуле и рассказывали, что Бог даёт предсказания, находит беглых рабов и воров, указывает грабителей, учит обнаруживать клады, исцелять больных и даже будто бы воскресит нескольких умерших».

Лукиан, Александр, или Лжепророк, в Сб.: Поздняя греческая проза / Сост. С. Поляковой, М., «Государственное издательство художественной литературы», 1961 г., с. 261-263.