«Осенью 1957 года устроился в одну из проектных организаций молодой офицер-торпедист подводного плавания в запасе.
А там парадоксальная ситуация: система управления ракетой-торпедой, созданная на вращающихся трансформаторах, функционирует нормально, если перебросить плюс на минус. Приёмная бригада из Главного штаба Военно-морского флота не подписывает документы, а 4000 человек не могут получить положенную квартальную премию в 120% оклада.
Молодому сотруднику задача ставится следующим образом: докажи, что в данной системе управления надо поменять полярность. Поощрений за это: немедленно, без всякого месячного испытательного срока, зачисляется в штат лаборатории; три дня отгула и вообще потом - всеобщее уважение. […]
Перетряхнув две гигантские кучи альбомов с документацией, наш молодец догадался сопоставить системы координат двух подсистем: для ракеты и для подводной лодки.
На начальном этапе движения ракета имеет угол кабрирования пси (Ψ) с положительным знаком; угол пси отсчитывается от плоскости истинного горизонта вверх. А для подводной лодки угол атаки (угол между вектором скорости и осью X) при погружении тоже имеет знак плюс, то есть положительное значение угла пси откладывается от плоскости истинного горизонта вниз, на погружение.
Задача была решена за 15 минут потому, что этот молодой сотрудник смотрел со стороны на проблему, а весь коллектив, руководимый несомненно умными людьми (убеждены, что не найдётся ни одного человека, который бы стал спорить с нами: главный инженер Сергей Фёдорович Фармаковский и его заместитель Валентин Иванович Маслевский - умные люди и талантливые инженеры!) упёрся в неё лбом.
Молодой сотрудник НИИ, прежде чем начертить на листочке суть своего открытия - см. рисунок, спросил у руководителя группы Семёна Алексеевича Евсеева: «Кто проектировал ракетную часть управляющего комплекса?» - Ответ был: «ЛИАПовцы» (Ленинградский Институт Авиационного приборостроения - Прим. И.Л. Викентьева). - «А лодочную часть?» - «Выпускники ЛКИ». (Ленинградский Кораблестроительный Институт - Прим. И.Л. Викентьева). - «Ну, так вот у них противоположные системы координат, почему и надо перебрасывать полярность носителя информации, то есть напряжения постоянного тока + - 110 В».
Рисунок: Системы координат разных проектировщиков:
авиационных инженеров и корабельных оружейников
Руководитель группы встал, обнял счастливчика, назвал его умницей и побежал к главному инженеру. Встречаются в жизни проблемы, при решении которых никакие книжки не помогут, тут твоя голова один - на - один с задачей. Думай.
Любой человек способен к самоорганизации».
Солдатенков Ю.В., Солдатенков В.Ю., Информационные технологии: структология. Системность и модульность в технологии обучения, СПб, «Нестор», 2004 г., с. 111-112.