Марк Аврелий, Наедине с собой. Размышления

Марк Аврелий, Наедине с собой. Размышления - фрагменты из 8-й и 11-й книг:

«… если ты действительно познал, в чем суть, то отрекись от всего показного и будь доволен, если тебе удаётся  провести остаток жизни в согласии с желаниями твоей природы. Подумай об этих  желаниях, пусть ничто иное не отвлекает тебя. Ты делал много попыток,  блуждал по многим направлениям, но нигде не нашёл благой жизни. Ни в  силлогизмах, ни в славе, ни в наслаждении, нигде. Но где же она? В том,  чтобы исполнять требования человеческой природы. Каким же образом ты их  исполнишь? Если у тебя будут твёрдые основы, которые определяют все  стремления и поступки. В чем их суть? Они касаются понимания добра и зла.  Согласно им, ничто не будет для человека добром, если не содействует  справедливости, благоразумию, мужеству, и свободе. Ничто нельзя назвать  злом, что не противодействует этому.

Совершая какое-либо действие, спроси себя: «Какое значение оно будет иметь  для моей собственной природы? Не придётся ли в нём раскаиваться?». Ещё немного, и я уже мёртв, и всё для меня исчезнет. Если моя настоящая  деятельность достойна существа разумного, общественного, подчиняющегося тому  же закону, что и бог, то чего ещё мне желать?

Что Александр, Гай (Юлий Цезарь) и Помпеи по сравнению с ДиогеномГераклитом и Сократом? Эти последние проникали взором в суть вещей, со  стороны причины и со стороны материи, и руководящее начало в них всегда  оставалось верным самому себе. А сколько забот было у первых и от чего  только они не зависели! [...]

Следует отдать себе отчёт, во-первых, в том, каково твоё отношение к людям,  и в том, что люди рождены друг для друга, ты же, сверх того, поставлен над  людьми, как баран над стадом овец или бык над стадом коров. Обоснуй это  глубже, начав с положения: «Если не атомы, то вседержительница-природа». Но  если так, то менее совершенные существа существуют ради более совершенных,  более же совершенные друг для друга.

Во-вторых, - в том, каковы люди за столом, на ложе и т. д., в особенности же  какую власть имеют над ними их основоположения, и с каким самомнением они  делают свое дело.

В-третьих, - в том, что если в данном случае люди поступают правильно, то не  следует сердиться на них, если же неправильно, то, очевидно, против воли или  по неведению. Ведь всякая душа против воли лишается как истины, так и  отношения к другому человеку, сообразного его достоинству. Ведь людям очень  не нравится слыть несправедливыми, неблагодарными, жадными и, одним словом,  заблуждающимися по отношению к ближним.

В-четвёртых, - в том, что ты и сам во многом заблуждаешься и подобен им;  если же и не впал в какие-нибудь заблуждения, то не чужд порождающим их  склонностям. Это справедливо, если от подобных заблуждений удержали тебя  трусость, честолюбие или какое-нибудь другое дурное побуждение.

В-пятых, - в том, что ты даже не уверен, заблуждаются ли они. Ведь чужая  душа - потёмки. И вообще многому следует поучиться, прежде чем с  уверенностью высказываться о чужих поступках.

В-шестых, - в том, что предаваться чрезмерной досаде или негодованию значит  забыть о мимолётности человеческой жизни и о предстоящей всем скорой смерти.

В-седьмых, - в том, что не поступки людей в тягость нам - их настоящий  источник в руководящем начале этих людей, - а наши убеждения. Устрани же  убеждения, пожелай освободиться от суждения об этих поступках, как о чём-то  ужасном - и гнева как и не бывало. Но как устранить их? Размышляя о том, что  для тебя нет ничего постыдного в этих поступках. Ибо, если ты будешь считать  злом не только постыдное, то и тебе не избежать многих заблуждений и стать  разбойником, или ещё кем-нибудь в этом роде.

В-восьмых, - в том, насколько последствия гнева и огорчения по поводу  чего-либо более тягостны, нежели то, что вызывает гнев и огорчение.

В-девятых, - в том, что благожелательность, если она искренняя, а не  напускная, есть нечто неодолимое. Что, в самом деле, сделает тебе  разнузданный насильник, если ты останешься неизменно благожелательным к нему  и, при представившемся случае, будешь кротко вразумлять его, а в тот самый  момент, когда он собирается сделать тебе зло, ты, сохраняя спокойствие,  обратишься к нему: «Не нужно, сын мой: мы рождены для другого. Я-то не  потерплю вреда, но ты потерпишь». Далее, следует толково и в общем виде  показать ему, что это действительно так, и что ни пчёлы, ни животные,  рожденные для стадной жизни, не поступают таким образом. Но это нужно  сделать без насмешки и издевательства, а любвеобильно, без затаенной обиды,  не принимая учительского тона и не стремясь удивить присутствующих, или с  глазу на глаз, или, если присутствуют посторонние...

Помни об этих девяти правилах, как бы получив их в дар от муз. И пока ещё  жив, стань, наконец, человеком! Следует в равной степени избегать как гнева,  так и лести в отношениях к людям: и то, и другое противно общественности и  приносит вред. В приступе гнева никогда не забывай, что ярость не  свидетельствует о мужестве, а, наоборот, кротость и мягкость более человечны  и более достойны мужа, и сила, и выдержка, и смелость на стороне такого  человека, а не на стороне досадующего и ропщущего. Чем ближе к бесстрастию,  тем ближе и к силе. Как огорчение, так и гнев обличают бессилие. И  огорчающийся, и гневающийся - ранены и выбыли из строя. Если хочешь, то  прими и десятый дар от самого Мусагета. Требование, чтобы дурные люди не  заблуждались - безумно, ибо означает стремление к невозможному. Соглашаться  же с тем, чтобы они были таковыми по отношению к тебе - нелепо и достойно  тирана».