Противоречие, как исходная фиксация вопроса, ситуации
Культурологические модели и их применение в других областях деятельности
X
Противоречие, как исходная фиксация вопроса, ситуации
Культурологические модели и их применение в других областях деятельности
X
Швейцарский писатель и общественный деятель Дени де Ружмо́н [1906-1985] в своём труде «Поиск западного человека» называет две основные характеристики западной культуры: «личность» и «машина».
«Это очень важная мысль, тем более что данная понятийная пара образует противоречие, за преодоление которого Запад и ведёт неустанную борьбу. Не знаю, сознательно или неосознанно Запад стремится к этому. Я позволю себе лишь остановиться на взаимодействии этих гетерогенных понятий в мышлении современного западного человека. Выше уже отмечалось, что идея машины противостоит философии труда Чжуан-цзы.
Точно так же западные положения об индивидуальной свободе и ответственности противоположны восточной идее абсолютной свободы. Не вдаваясь в детали, попытаюсь суммативно изложить противоречия, от которых наиболее остро страдает современный Запад:
1. Личность и машина образуют «противоречие, в силу которого Запад переживает величайшее психологическое напряжение, выплескивающееся в формах современной жизни.
2. Личность обладает индивидуальностью, а также ответственностью. Машина же есть продукт интеллекта, абстрагирования, обобщения, коллективной жизнедеятельности.
3. Выражаясь языком «технотронного мышления», личная ответственность объективно лишена смысла, ибо логически она соотносима со свободой, а логика не имеет свободы внутри себя, поскольку подчинена жестким правилам схематики силлогизма.
4. Более того, человек как биологическое существо подчинён действию законов биологии. Наследственность - это факт, неустранимый никакой личностью. Моё рождение не зависело ни от моей воли, ни от свободы воли моих родителей.
5. Свобода - вот ещё одно иллюзорное понятие. Я живу социальной жизнью в группе, ограничивающей мою физическую и духовную свободу. Я не свободен даже в одиночестве, ведь многие импульсы и порывы собственного Я мне неподконтрольны. Пока мы находимся в этом ограниченном жизненном мирке, бессмысленно говорить о свободе или волеизъявлении. Даже наши желания, по сути, нам не принадлежат.
6. Личность может сколько угодно рассуждать о свободе, но машина, ограничивая её на каждом шагу, превращает все разговоры в пустой звук. Западный человек скован, ограничен, подавлен. Его непосредственность принадлежит машине, лишённой творческого начала, реализующей лишь то, что было в неё изначально заложено, и которая никогда не действует как «личность».
7. Личность освобождается только в самоотрицании, растворении в целостности. Точнее, человек становится свободен, являясь собой и в то же время не являясь. Пока это важнейшее противоречие не осознано, мы не вправе говорить ни о свободе, ни об ответственности, ни о творческом порыве. Поэтому непосредственность и спонтанность поведения в западной культуре не зрелы, а скорее напоминают мир животных или, в лучшем случае, мир детства.
8. Машина, бихевиоризм, условный рефлекс, коммунизм, искусственное осеменение, всеобщая автоматизация, вивисекция, водородная, бомба - всё это, каждое по отдельности и вместе, взаимосвязанные звенья единой, прочной логической цепи.
9.3апад вычисляет квадратуру круга; Восток пытается приравнять круг к квадрату. Для Дзэн - круг есть круг, квадрат есть квадрат, и в то же время квадрат является кругом, а круг квадратом.
10. Свобода - понятие субъективное, не имеющее объективного истолкования. Любая такая попытка ведёт к противоречиям. Поэтому я и утверждаю, что рассуждать о свободе в рамках объективного мира ограничений - по меньшей мере абсурдно.
11. На Западе «да» означает «да», а «нет» значит «нет», «да» не может стать «нет», или наоборот. Восток же располагает «да» чуть-чуть выше «нет», между ними нет строгого разграничения. По существу, именно это отражает настоящую жизнь как она есть. Только логика знает пропасть жесткого разделения. Логика - не больше, чем орудие, изобретенное человеком в своих утилитарных целях.
12. Когда этот факт был осознан на Западе, появился известный физический принцип - принцип неопределённости. Но существа дела не перехитришь, сколько постулатов и принципов ни придумывай.
13. Религиозное сознание остаётся за пределами нашего рассмотрения, но один момент хотелось бы отметить. Христианство, религия Запада, толкует о Логосе, Слове, озарении, воплощении, быстропреходящем времени. Религии Востока проповедуют развоплощение, молчание, погружённость, вечное умиротворение. Для Дзэн воплощение есть развоплощение; тишина грохочет подобно грому; Слово есть не-Слово; озарение есть не-Озарение; «здесь и теперь» тождественно бездонности (sunyata) и бесконечности».
Дайсэцу Судзуки, Лекции по Дзен-буддизму, М., «Ассоциация молодых учёных», 1990 г., с.18-20.
Подсистема в составе системы (надсистемы) по Г.С. Альтшуллеру