Художник как коллективное существо…

«Ведь, в сущности, и все мы коллективные существа, что бы мы о себе ни воображали. В самом деле: как незначительно то, что мы В подлинном смысле слова могли бы назвать своей собственностью! Мы должны заимствовать и учиться как у тех, которые жили до нас, так и у тех, которые живут с нами. Даже величайший гений не далеко бы ушёл, если бы он захотел производить всё из самого себя. Но этого не понимают очень многие добрые люди и полжизни бродят ощупью во мраке, грезя об оригинальности. Я знавал живописцев, которые хвалились тем, что не берут себе за образец никакого мастера и всеми своими произведениями обязаны исключительно своему собственному гению. Дурачьё! Как будто бы нечто подобное возможно! И как будто внешний мир на каждом шагу не внедряется в них и не формирует их по-своему, несмотря на их собственную глупость! Я утверждаю, что если бы такой живописец только прошёл вдоль стен этой комнаты и бросил самый беглый взгляд на рисунки великих мастеров, которыми они увешаны, то он при всем своём гении вышел бы отсюда иным и выросшим».

Иоганн Петер Эккерман, Разговоры с Гёте в последние годы его жизни, М.-Л., «Academia»,  1934 г., с. 844-845.

 

Обычно «личный вклад» творца – независимо от его самомнения – так мал…