Эмиль Дюркгейм опубликовал исследование Самоубийство / Der Selbstmord, где он написал: «Хотя в эпохи упадка вырождающихся становится больше, но благодаря именно им создаются государства».
«Этот вывод он иллюстрировал, сравнивая современную ему французскую литературу с российской: «В писателях обеих наций заметны болезненная тонкость нервной системы и определённый недостаток психического и нравственного равновесия.
Но насколько разные социальные следствия проистекают из этих одинаковых условий, как биологических, так и социологических! В то время как русская литература полна идеалов, в то время как её специфическая меланхолия, основанная на активном сострадании к человеческим несчастьям, это - здоровая печаль, которая побуждает к действию, наша... не выражает ничего, кроме глубокого отчаяния и тревожного состояния депрессии».
По Дюркгейму, возраст и жизнеспособность общества определяются тем, есть ли у него идеалы и высшие ценности. Старый мир переживал период аномии - разрушения устоев, жизненных норм и ценностей, проявляя все признаки умирания.
Русское искусство, по мнению Дюркгейма, свидетельствовало - этой нации, несмотря на некоторую «психологическую слабость» и «отсутствие равновесия», удалось сохранить ценности и идеалы и остаться полной сил. Разочарованные в собственной цивилизации, европейцы видели зарю нового общества в «колоссальной, юной и варварской» России.
Ирина Сироткина, Классики и психиатры. Психиатрия в российской культуре конца XIX-начала XX века, М., «Новое литературное обозрение», 2008 г., с. 152-153.