Библейские пророки и пророчества

«Христианство зародилось в недрах иудаизма, но в своём развитии очень быстро оказалось привито к древу эллинистической культуры. Логично предположить, что у того явления, которое мы исследуем, корни тоже были как иудаистские, так и греческие. Разумеется, о корнях здесь можно говорить лишь условно: христианство глубоко отличается от других, пусть и влиявших на него культурных систем, так что и понятие святости в нём особое, не языческое греческое и не библейское. И, тем не менее, новая религия не могла не опираться на какие-то существовавшие в обществе культурные стереотипы. Посмотрим же, каким было отношение к разыгранному, культурно проинтерпретированному безумию на Ближнем Востоке и в античной Греции.

Странное, подчас парадоксальное, с обыденной точки зрения, поведение - отличительная черта библейского пророка: Осия взял в жены блудницу (Ос. 1:2), Исайя разделся и ходил нагим (Ис. 20:2), Иеремия носил на шее ярмо (Иер. 27.2), а Седекия - железные рога на голове (3 Цар. 22:11), Иезекииль лежал 390 дней на левом боку и 40 - на правом (Иез. 4:4-6). Иногда пророк идёт по пути открытой провокации, весьма напоминающей юродскую. […]

Безобразия пророка - не безобразия, а знаки, зловещие намёки, подлежащие истолкованию (ср. Иер. 43:9). Он как бы лишён своей человеческой сущности, говорит только от имени Бога, причём иногда против своей воли (1 Цар. 18:10). Пророк - лишь посредник: он может страдать от своей миссии (Иер. 20:14-18), может упрекать Бога (Иер. 14:9), но отвергнуть Его выбор не в силах. Он - избранный, и это данность. Тем самым совершенно иными, чем в христианстве, оказываются понятия греха, благодати, святости - всего того фона, на котором только и можно разглядеть юродивого. […]

В библейской ситуации по-особому решается и проблема безумия. С точки зрения Ветхого Завета, истинно глуп тот, кто не воспринимает требований Бога (Ис. 32:6). «Начало мудрости - страх Господень» (Притчи 9:10, ср. 1:7). Глупостью было лишь нераспознание Божьей воли».

Иванов С.А., Блаженные похабы: культурная история юродства, М., «Языки славянских культур», 2005 г., с. 23-25.