Распределение способностей по разным людям по Жану-Батисту Дюбо

«Природа распределила способности между людьми так, чтобы люди были необходимы друг другу, потому что потребности людей - это главная связь между членами общества.

Природа выбрала одних и наделила их способностью хорошо выполнять работы, не выполнимые для других, а этих последних наделила способностью, в которой отказала первым. Одни блистательно одарены в известной области, другие в той же области способны к прилежанию и вниманию, столь необходимому для тщательного исполнения. Первые необходимы вторым как руководители, вторые нужны первым как исполнители.

Природа распределила богатства между своими детьми неравно, но не пожелала никого обделить, и человек, лишённый всяких способностей, встречается так же редко, как всеобъемлющий гений. «Совсем глупые люди так же редки, как уроды», - говорит человек, прославившийся как величайший воспитатель детей: «Hebetes vero et indociles non magis secundum naturam hominis eduntur, quam prodigiosa corpora et monstris insigna» (Квинтиллиан).

Провидение, казалось, наделило некоторыми дарованиями и склонностями больше одни народы, чем другие, для того чтобы установить между народностями такую же зависимость друг от друга, какую она столь тщательно установила между отдельными людьми. Потребности побуждают людей объединяться и народы - завязывать друг с другом сношения. По воле провидения, народы принуждены обмениваться результатами своей деятельности и творчества, так же как они обмениваются различными плодами своих земель, и стремятся к общению друг с другом, да и отдельные люди объединяются из тех же побуждений: чтобы достичь благосостояния или улучшить свою жизнь.

Различие дарований порождает разнообразные склонности, и предусмотрительная природа влечет людей к предназначенному ею поприщу и тем стремительней, чем больше препятствий им нужно преодолеть, чтобы осуществить своё призвание»

Жан-Батист Дюбо, Критические размышления о поэзии и живописи, цитируется по:   Памятники мировой эстетической мысли в 5-ти томах, Том 2, М., «Искусство», 1964 г.,  с. 272-273.

 

Становление гения и творческие рецепты по Жану-Батисту Дюбо