Ошибки при построении научных моделей
Критика философииКритика философии
X
Ошибки при построении научных моделей
Критика философииКритика философии
X
«Из воображаемых стран, которые посещает человеческий дух, я остановлюсь прежде всего на стране фей, гениев, волшебников.
Люди любят сказки: всякий читает их, слушает и сочиняет их сам. Смутное желание счастья заставляет нас с удовольствием бродить в стране чудес и химер. Что касается химер, то все они одного и того же рода. Все люди желают бесчисленных богатств, безграничного могущества, бесконечных наслаждений, и желания эти всегда уносятся за границы действительного обладания. Как счастливы были бы мы, говорит большинство людей, если бы наши желания выполнялись немедленно после возникновения их! О безумцы, неужели вы никогда не поймёте, что часть вашего счастья заключается именно в желании? […]
Философские сказки. Сказки этого рода - более серьёзные и более важные, но иногда столь же легкомысленные и менее занятные, чем простые сказки, - сохранили между собою почти неизменное сходство. К числу этих сказок, одновременно и столь замысловатых, и столь скучных, я отношу сказки о нравственной красоте, о природной доброте человека, наконец, различные отвлеченные системы физического мира. Последние должны быть построены только на опыте; если философ не обращается к опыту, если ему не хватает мужества остановиться там, где ему недостаёт наблюдения, то он воображает, что строит систему, а в действительности только сочиняет сказки.
Такой философ вынужден подменять гипотезами недостающий опыт и заполнять догадками необъятные промежутки, оставляемые нынешним, а ещё более прошлым невежеством между всеми частями его системы. Что касается гипотез, то они почти все одного и того же рода. Кто знакомится с древними философами, тот убеждается в том, что все они придерживались почти одного и того же взгляда и что различия между ними заключались лишь в выборе материалов, которые они клали в основу построения Вселенной.
Фалес видел во всей природе лишь один элемент - жидкость, воду. Символом его системы был Протей, морской бог, превращающийся в огонь, дерево, воду, животное. Гераклит считал тем же Протеем такой элемент, как свет. В земле он видел лишь затвердевший огненный шар. Анаксимен видел в воздухе некоторое неопределённое действующее начало, общего отца всех элементов. Сгущённый воздух образовал воду, а ещё более густой воздух образовал землю. Все вещи были обязаны своим существованием различным степеням сгущения воздуха. Те исследователи, которые вслед за этими первыми философами, подобно им, пытались быть зодчими дворца Вселенной и работали над его постройкой, впадали в те же заблуждения. Доказательство этому - Декарт. Лишь переходя от фактов к фактам, можно прийти к великим открытиям. Надо двигаться вперёд, следуя за опытом и никогда не предваряя его.
Нетерпение, свойственное от природы человеческому духу и особенно гениальным людям, не примиряется со столь медленным, но всегда столь надёжным движением вперед: хотят угадать то, что может открыть только опыт. При этом забывают, что открытие системы мира связано со знанием некоего первичного факта, из которого могли бы быть выведены явления природы, и что знание этого первого факта, или общего принципа, могут нам дать только случай, анализ и наблюдение.
Прежде чем приступить к возведению дворца Вселенной, сколько нужно ещё добыть материала из рудников опыта! Пора наконец философам, отдавшись целиком этой работе и чувствуя себя счастливыми благодаря возможности строить время от времени некоторые части задуманного здания, стать более усердными учениками опыта и понять, что без него они блуждают в стране химер. Люди во все времена видели здесь почти одни и те же призраки и придерживались заблуждений, сходство которых доказывает в то же время и единообразие, с каким люди всех стран комбинируют одни и те же предметы, и их одинаковые умственные способности».
Клод Гельвеций, О Человеке / Сочинения в 2-х томах, Том 2, «Мысль», 1974 г., с. 138-140.