Одно из 6-ти качеств творческой личности высокого уровня
ПублицистикаПублицистические произведения о проблемах и вопросах творчества
X
Одно из 6-ти качеств творческой личности высокого уровня
ПублицистикаПублицистические произведения о проблемах и вопросах творчества
X
«Может ли писатель отвечать своему критику? - Признаюсь, что я не вижу в этом вопросе никакой принципиальной остроты. Это - бытовой вопрос, ему не будет места в будущем, как не было места в старину. Он продиктован современной оторопью, неестественной растерянностью, которая охватила нашу современность с 1905 года, в частности - и литературу.
Если любишь жизнь, не можешь не любить и этот больной пульс её; разве можно в эти годы не быть в лихорадке? - Но и любя, надо знать, что это - лихорадка, что лихорадка должна пройти. Писать, значит - пребывать в особом мире, значит поститься и трудиться. Писать трудно и должно быть трудно. Создание художественного произведения есть совершенно особый вид труда, и если он затрачен в меру силы художника, он даёт художнику и совершенно особое удовлетворение - сам по себе, независимо от всего. Значительно произведение или нет, судить не художнику; но, если особый, только ему одному свойственный, труд затрачен, - художник имеет право полагать, что произведение говорит само за себя.
Критика, в большинстве случаев, умеет сказать мало соответствующего о произведении: ведь нельзя требовать от людей, чтобы и они побывали в мире художника, прошли вместе с ним трудный путь творчества; особенно от людей, которые так торопливы, как критики. Если же художник видит или знает, что его критик тоже затратил соответствующий труд на рецензию, что и он причастен к тому миру, то он может, пожалуй, вступить с ним в переговоры; разумеется, если это будет способствовать уяснению смысла произведения. А впрочем...
Я вспоминаю Флобера, который может служить образцом поведения для всякого художника. Флобер был дружен с критиком Сент-Бёвом, значит, мог думать, что Сент-Бёв причастен к его миру. Когда вышел в свет роман «Саламбо», Сент-Бёв написал враждебную рецензию. Флобер ответил большим письмом; это целая статья, самостоятельный труд; и, однако, письмо не было предназначено для печати; публика узнала о его существовании из переписки Флобера, которая была опубликована, когда ни автора, ни критика уже не было в живых, а роман «Саламбо» стал известен всему миру.
Нам, читателям, стыдно не знать «Саламбо»; но письмо автора романа к его критику мы всё-таки имеем право не читать.
Лучше писателю воздержаться. Лучше не вмешивать свое самолюбие в дело своей жизни. Пусть произведение говорит само за себя».
Блок А.А., Следует ли авторам отвечать критике? {Ответ на анкету) / Собрание сочинений в 8-ми томах, Том 5, М.-Л., «Государственное издательство художественной литературы», 1962 г., с. 678-679.