История развития и заката движения протестантизма по Максу Веберу

Макс Вебер, в отличие от политэконома Адама Смита считал, что человек не обладает рациональной «капиталистической» природой…

«Можно было бы предположить, что раз капитализм основан на рациональном ведении хозяйства, то рост рациональности в обществе и является причиной возникновения капитализма. Именно так считал Вернер Зомбарт - коллега Вебера по изданию журнала «Архив социальных наук и социальной политики». Об этом он писал в своей работе «Современный капитализм».

Но это объяснение не устраивало Вебера, поскольку в странах, где дух рационализма был развит более всего (например, во Франции), капитализм был развит менее всего. Наоборот, капитализм развивается в Нидерландах, Англии, Германии, США. Чем же это обусловлено?

В этих странах произошёл отказ от традиционной католической религии и зародился протестантизм. Поэтому Вебер предполагал, что именно протестантизм явился тем событием, которое изменило весь традиционный способ экономических действий. Именно это положение он и пытался обосновать в работе «Протестантская этика и дух капитализма».Кроме того, новая религиозная этика была именно тем средством, которое только и могло изменить традиционный способ мышления, она вторгалась глубоко в душу человека и заставляла его мыслить и действовать иначе. Никакие рациональные или силовые методы не могли бы с ним сравниться. Поэтому причина возникновения капитализма кроется не в рациональном, а как раз в иррациональном - в новых нормах мышления и поведения, задаваемых протестантизмом и безусловно принимаемых человеком.

Что же меняет протестантизм в отношении человека к экономическим объектам? Уже у Мартина Лютера в его учении в противовес католицизму возрастает значение мирской жизни и экономической деятельности. Если католицизм уход от мирской жизни признаёт как высшую ценность, монастырское уединение - как средство приближения к Богу, то Лютер, осуждая монашество, считал, что человек исполняет свой долг перед Богом в мирской жизни, профессиональное призвание - это веление Господа, это то, с чем человек должен мириться и за что воздастся ему. Таким образом, значение экономической деятельности приобретает относительно большую ценность, чем при католицизме. Если раньше только духовная деятельность считалась достойной настоящего христианина, то теперь мирская  профессиональная деятельность стала как бы тоже священной, и в ней человек исполняет свой религиозный долг.

Но лютеранство, как и католицизм, отрицало стремление к деньгам как нечестивое дело, кальвинизм в большей степени способствовал развитию экономической жизни. Кальвинизм признает одним из основных догматов избранность к спасению. Божественное предопределение разделяет всех людей на избранных и неугодных, одни обретают вечную жизнь, другие - обречены на вечную смерть, никто и ничто не может изменить предопределение или узнать о нём. Человек здесь один на один с Богом, нет никакого религиозного братства, никто - ни другой человек, ни церковь, не в состоянии замолить грехи или изменить предопределение. Поэтому формируется индивидуальная ответственность за свои дела, самостоятельность, обязательность и честность - всё это было необходимо для нового капиталистического мира, считает Вебер. Кроме того, кальвинизм отрицает посредников между человеком и Богом, и даже церковь не выполняет этой функции, нет ничего божественного в рукотворном, поэтому отрицается значение обрядов и культовых предметов как священных, тем самым Бог существует в некоем трансцендентальном мире, в жизненном мире нет для человека ничего мифического. Так возникает необходимая для капитализма рационализация жизни.

Кальвинизм изменяет отношение к труду. Идея избранности к спасению означает ещё и главный вопрос для человека: избран ли я? Узнать о божественном предопределении нельзя, но есть определенные косвенные средства - нельзя сомневаться в своей избранности, человек обязан считать себя избранным, эта внутренняя уверенность приходит только в неустанном труде. Только труд, в отличие от любой другой деятельности, дает средство отогнать сомнения, труд - это источник веры, и сила веры человека проявляется в делах, а не в словах. Преуспевающий человек в своём успехе видит знак божий и его одобрение. В этом отличие кальвинизма от католицизма - здесь уже не нищий или блаженный наиболее приближены к Богу, а крепко стоящий на ногах фермер, трудолюбивый рабочий или удачливый капиталист. Таким образом, писал Вебер, труд становится для человека не простым средством к жизни, а целью жизни.

Но кальвинизм признаёт не просто труд, а аскетический труд. Если католицизм более мягок к человеку - он требует постепенного накопления добрых дел, то кальвинизм вводит святость как норму жизни, т. е. как систему поведения и постоянного самоконтроля. Этот аскетизм распространяется не только на отдельных представителей (например, монахов), но и на всех верующих. Мирская жизнь, в том числе и профессиональная, подчиняется этому аскетизму, аскетический труд становится правилом, а не исключением. […]

Протестантские секты с присущим им контролем за поведением своих членов сыграли особую роль в развитии экономической этики. Сама принадлежность к секте была свидетельством честности, порядочности, кредитоспособности человека. Все это было крайне необходимо для развития рыночных капиталистических отношений, где особую роль играли договорные отношения, которые часто не имели юридической формы.

Протестантские секты по-иному формировали общность людей. Это - не религиозное братство монашеского ордена, здесь нет полного равенства, общего имущества, нет обязательной жертвенности братства. Наоборот, достижения и материальное благополучие другого человека считаются свидетельством его избранности, распределение богатства - дело Провидения.

 


Продолжение »