История развития и заката движения протестантизма по Максу Веберу [продолжение]

Начало »

 

В целом протестантизм изменяет отношение человека к богатству. Если католицизм признает богатство неугодным Богу, оно само по себе представляет опасность для души, если богатство есть, то его необходимо раздать бедным. Протестантизм осуждает не само богатство, наоборот, честный труд справедливо вознаграждается, и материальное благосостояние - это свидетельство избранности, а порицается богатство как цель жизни, наслаждение богатством и роскошью, успокоенность и нерациональное использование богатства. Богатство необходимо приумножать, каждые потраченные не для дела гульден или марка отняты у Бога. Не для себя, а для Бога следует богатеть.

Таким образом, появляется понятие капитала, отделённого от дохода, капитал является производительным богатством, и личное потребление уже не связывается с капиталом, поэтому протестантизм способствовал накоплению капитала, т. е. возрастающему производительному использованию денежных средств. Богатство именно как капитал стало средством выполнения религиозного долга. Кроме того, протестантизм признает в роскоши обожествление и поклонение рукотворным вещам, поэтому требует, чтобы личное потребление было ограничено самым необходимым минимумом потребительных благ. Таким образом, протестантизм призывал к накоплению богатства и к его производительному использованию, при этом одновременно ограничивая личное потребление. Всё это способствовало возникновению первоначального накопления капитала.

Итак, протестантизм сформировал новую этику экономического поведения человека - трудовая деятельность получила высшую оценку - труд стал не просто средством, а делом жизни, необходимым долгом, причем труд становился аскетическим по своему характеру; экономическая жизнь человека приобрела более индивидуализированный и рационализированный характер, материальный успех и богатство оценивались как свидетельство избранности.

В итоге сформировались признанные в обществе социальные роли - роли предпринимателя и наёмного рабочего, считал Вебер. Предприниматель видел в своём деле смысл и цель бытия, зарабатывание денег стало не средством к жизни, а религиозным долгом. Он предпочитал  накопление потреблению и относился к своей деятельности с точки зрения профессиональной этики. Для рабочего труд стал также целью жизни, он стремился к достатку и благосостоянию, в своей профессиональной деятельности видел выполнение долга перед Богом. Эти характеристики ролей получили распространение и общественное признание, так появился капитализм как общественный строй.

Но, конечно, когда капитализм стал господствующим строем, для его существования уже не нужны были более ни религия, ни трудовая этика протестантизма. Сама система теперь выбирала тех, кто по своим качествам удовлетворял наличным условиям существования капитализма. Вебер считал, что осталось только смутное понятие о профессиональном долге, но в целом жажда наживы затмила это чувство.

В итоге протестантизм, преследуя цели совершенствования религиозной основы жизни и духовности, привёл к обратным следствиям - как только мирская аскеза начала преобразовывать мир, так этот внешний мир стал подчинять людей, и вместо тонкой оболочки для религиозной жизни он стал панцирем, через который ничто духовное уже не могло пробиться.

Показав взаимосвязь этики протестантизма и развития экономических отношений капитализма, Вебер не выставлял это всеобщим законом. Сам капитализм был обусловлен многими причинами и факторами, где не последнюю роль сыграла протестантская этика как воспитание трудолюбия, накопления богатства, как рационализация и индивидуализация экономической жизни. Не всегда религия оказывает решающее воздействие на экономику, в других условиях религиозные воззрения изменяются вследствие изменения экономических факторов.

В этом Вебер опять противопоставляет свою концепцию теории исторического материализма Маркса. Для Маркса и его последователей любое социальное явление объясняется экономическими факторами, причём те явления, которые не могут быть объяснены экономическими мотивами, считаются несущественными или случайными (или же факторы неэкономического порядка как бы служат экономическим факторам - религия на службе господствующих экономических классов, например). На самом деле, считал Вебер, экономический материализм- это лишь один подход к действительности на основе определенных ценностей, здесь экономический фактор имеет высшую ценность».

Веселов Ю.В., Экономическая социология: история идей, СПб, Изд-во СПбГУ, 1995 г., с. 52-56.