Критерий истинности по Фоме Аквинскому

В незавершённом из-за смерти автора трактате: Сумма теологии / Summa Theologiæ, Фома Аквинский изложил своё понимание критерия истины.

«Согласно Августину, истина «живёт» внутри человека, а познающий субъект осознает её под влиянием озарения, просветления, излучаемого Богом. По мнению Аквината, высшие принципы мышления, которые выступают в качестве критерия знания, не являющегося откровением, также врождены, с той только разницей, что человек осознает их благодаря опыту.

Таким образом, томистский критерий истины также подчинён теологическим целям и служит доказательству зависимости человека, его несовершенства по сравнению с творцом. Критерий человеческого знания заключён не в познающем субъекте, не в его практической и общественной деятельности, а во врождённых истинах, в конечном же счёте - в божественной мудрости. «Божественная истина, - пишет Фома, - есть мера всякой истины». И далее: «Поскольку Бог - это первый ум и первый объект понимания, всякая разумная истина должна измеряться его истиной». Так на почве томизма совершается соединение логической и онтологической истин и вместе с тем критериев их проверки.
Надёжность человеческого знания, происходящая из «первых принципов», в конечном итоге гарантируется «высшей истиной».

Заканчивая, следует добавить, что современные продолжатели томизма XIII века очень часто оперируют в качестве критерия истины понятием очевидности, под которой понимают какой-то необыкновенный свет, излучаемый объектом познания и вынуждающий наш ум принять именно данное суждение, а не иное».

Юзеф Боргош, Фома Аквинский, М., «Мысль», 1975 г., с. 102-103.

 

Истину Фома Аквинский определял как «соответствие (adequatio) интеллекта и вещи»... Непротиворечивость Фома Аквинский считал самоочевидным (per se notum) и безусловным принципом мышления и бытия, а также критерием истинности рационального познания.

Драгунов Б., Фома Аквинский / Философская энциклопедия, Том 5, М., «Советская энциклопедия», 1970 г., с. 381.