Исключение распространенных ошибок понимания при обучении по А.П. Минакову

На основании своего опыта А.П. Минаков хорошо знал, какие именно и где типовые ошибки могут допустить студенты и, судя по воспоминаниям современников, специально акцентировал эти места в своём курсе механики.

«Возьмите известное стихотворение Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Какая там эмоция? Где центр этого произведения? Центр, конечно, тот момент, когда Олег наступает на череп. «Гробовая змия шипя между тем выползала, как черная лента, вкруг ног обвилась: и вскрикнул внезапно ужаленный князь». Вот где максимум, и все стихотворение должно читаться с расчётом дать в этом месте максимальную экспрессию... Если продумать каждую лекцию, то в каждой лекции можно найти эмоциональную кривую и, базируясь на этой эмоциональной кривой, строить всё чтение данной лекции».

Далее Андрей Петрович рассказывает о том, как можно поступить, если в лекции надо сделать на чем-либо акцент, ударение.

«Приходит человек на зачёт. Вы его спрашиваете: «Что такое поступательное движение?» «Поступательным движением называется такое, при котором прямая перемещается параллельно самой себе». «Как Вы говорите?» - переспрашиваете. «Такое движение, при котором прямая перемещается параллельно самой себе».

Тогда Вы рисуете окружность и говорите: «Это вал. Виден с торца. Прямая мелом начерчена вдоль вала. Вал вращается, прямая перемещается параллельно самой себе. Что это движение поступательное?»

Мгновенная бледность покрывает лицо студента. «Нет, не поступательное». «А какое?» «Вращательное». «А вы сказали, что поступательное движение - такое, при котором прямая перемещается параллельно самой себе».

Кто виноват? Педагог. Не сделал ударение на слове «всякая». Одна прямая может перемещаться параллельно самой себе, а надо - всякая. Надо было, когда читал лекцию, закричать на слове всякая. Поступательным движением называется такое, при котором всякая прямая... Но интонация в тетради исчезает. Поэтому надо говорить: «Подчеркните слово». Ещё лучше выпустить это слово совсем, а потом сказать, что виноват, я забыл, впишите, пожалуйста. Тогда получается, что это слово написано сверху, над строкой. Значит, оно нужно. Если преподаватель испортил красоту в тетради, значит, это важно.

Обычно так и делаешь. Диктуешь. Написали? Что написали? Прочтите. Виноват, забыл самое важное - «всякая». Запомнят на всю жизнь. И кричал, и пропустил!»

Лишевский В.П., Педагогическое мастерство учёного. О преподавательской деятельности профессора А.П. Минакова, М., «Наука», 1975 г., с. 28-29.