Проблемы менеджмента по Фредерику Тейлору

С тем, чтобы легче уяснить принципы Фредерика Тейлора, целесообразно ознакомиться с проблемами, с которыми он встретился в области промышленного производства в конце XIX века:

1) Цели управляющего производством и рабочих – принципиально отличаются;

2)  Деятельность рабочих планируется и осуществляется на основе традиций (это естественно для небольшого семейного бизнеса, но Фредерик Тейлор работал в организациях, занимающихся массовым – а не единичным – производством);

3) Рабочие явно отличаются по своей производительности (лучших работников Ф. Тейлор называл «первоклассными людьми»);

4) Увы, большинство рабочих, как правило, ленивы и, будучи предоставлены самим себе,  работают непродуктивно. «… в 19 из 20 промышленных предприятий рабочие считают прямо противоречащим своим интересам проявлять для предпринимателей свою инициативу в полной мере, и вместо того чтобы работать изо всех сил и давать предпринимателю максимальное количество и наилучшее качество выработки, они сознательно работают так медленно, как только смеют, пытаясь в то же время внушить своим начальникам уверенность в том, что они работают достаточно быстро» - писал Фредерик Тейлор в «Принципах научного менеджмента». (Можно утверждать, что в начале XXI века аналогичное можно наблюдать в большинстве научных и преподавательских коллективов РФ – Прим. И.Л. Викентьева);

5) Стереотип рабочих, всячески поддерживаемый профсоюзами, заключается в том, что повышение выработки приводит, в конечном результате, к появлению безработных;

6) Рабочие привыкли «неформально влиять» на лучших работников с целью сделать их такими же как все – то есть, работающими с низкой производительностью – см. пункт 4)…

 

Через несколько десятилетий об аналогичных эффектах, только  в среде менеджеров напишет, Норткот Паркинсон:

«Закон Паркинсона исходит из того, что работа занимает всё время, выделенное на неё; именно это высоко ценил Тейлор. Паркинсон пошёл в своих наблюдениях ещё дальше и заметил, что организации имеют врождённое свойство увеличиваться независимо от конечного выхода продукции. Более того, даже если работа вообще не даёт никаких результатов, число сотрудников продолжает увеличиваться за счёт ненужных видов деятельности, которую они создают друг для друга. Подход Паркинсона приводит к тому, что менеджмент и мир бизнеса воспринимаются как иррациональные явления. Применение иррационализма к рационализму даёт странные результаты: к сожалению, эта идея не слишком положительно воспринимается авторами, которые пишут о проблемах менеджмента.

ЗАКОН ПАРКИНСОНА

«Время, отведённое на работу, заполняется ею».

Стюарт Крейнер, Ключевые идеи менеджмента, М., «Инфра-М», 2002 г., с.  11.