Пороговые эффекты в обучении сложным навыкам по С.П. Капице и соавторам

Начало современной теории обучения «…было положено в 1885 г. X. Эббингаузом.  Этим учёным был поставлен замечательный эксперимент, показавший, что у самых разных людей забывание и запоминание последовательности  бессмысленных слогов подчиняется одному и тому же закону.

Впрочем, как было установлено в 80-х годах нашего века, освоение сложных навыков, например, профессии оператора атомных станций, происходит несколько иначе. Оно носит, как говорят математики, пороговый характер.

Другими словами, после того как затрачены некоторые усилия (например, вложено определённое число часов активной работы по освоению материала), происходит переход на другой уровень, качественный скачок.

Здесь количество решённых задач, прослушанных курсов, практических занятий переходит в новое качество знаний и навыков (вероятно, авторы имеют в виду так называемые «кривые обучения»  - Прим. И.Л. Викентьева). Именно тогда из студента рождается специалист.

Если же эту «критическую черту» перейти не удалось, то со временем начинается откат назад.

Иногда, вспоминая известного литературного героя, такое явление называют эффектом Обломова. Последний был не чужд высоким материям и читал книгу. Доходил страницы до тридцатой, засыпал и на следующий день начинал всё сначала.

Эти представления стали основой микромодели высшего образования. Крылатое выражение, что «научить человека - это не наполнить сосуд, а зажечь огонь», приобретает в ней точный и конкретный смысл. Образование сродни разжиганию очага. Кусок угля можно нагревать очень долго, но до низкой температуры (эффект Обломова), или интенсивно, но кратковременно - результат будет один. Уголь не загорится. Но если нагревать как следует, то он сам начнёт давать свет и тепло. А много ли тепла? Тут мы приходим к самой сути высшего образования.

Спросим себя, почему в нашей технологической цивилизации вообще возможен такой феномен, как достаточно массовое высшее образование. В самом деле, в средние века ничего похожего не было. Овладение большинством ремесел требовало относительно короткого обучения по принципу «делай как я». Обучение переписыванию рукописей, изготовлению предметов роскоши, богословию никак нельзя назвать массовым. Это гораздо ближе к современному элитарному образованию.

Более того, элементы «средневекового подхода» сохранились и в настоящее время. Характерные примеры - обучение в послевоенные годы классической филологии и древней истории в Оксфорде - ученик вместе с учителем много часов разбирают и обсуждают древние тексты. Учителю при этом приходится вкладывать примерно столько же времени, сколько ученику. Или обучение в консерватории или балетной школе высшему исполнительскому мастерству.  Наконец, сама «физтеховская» система обучения в идеале, когда активно работающий ученый вкладывает значительную часть своего времени в совместную работу и обучение нескольких студентов.

Массовое образование, по-видимому, стало возможным в XX в. потому, что количество «сэкономленного» общественно необходимого времени, которое общество может получить от подготовленного в ВУЗе специалиста, в среднем в 6-10 раз превышает затраты на его подготовку. Информационная лавина и возможность быстрой смены технологий позволяют высшей школе работать в режиме «реактора-размножителя» компетентных специалистов. […]

Однако вернёмся к микромодели. Многие авторитетные психологи утверждают, что способности людей неплохо описываются гауссовой кривой. Качественно это означает достаточно очевидный факт, что большинство людей обладают средними способностями, а людей очень талантливых или на редкость бестолковых совсем немного».

Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Синергетика и прогнозы будущего, М., «Наука», 1997 г., с. 125-126.

 

 


Интеллектуальные умения и навыки по И.Л. Викентьеву