Густав Малер, как воплощение образа композитора для Арнольда Шёнберга

В 1903 году «…на одной из репетиций шёнберговского секстета произошла первая знаменательная встреча композитора с Густавом Малером, тогдашним художественным  руководителем Венской оперы.

Знакомство с Малером стало центральным событием в биографии Шёнберга и оставило след на всю жизнь.

Величайший дирижер, гениальный, тогда ещё почти вовсе не признанный композитор, Малер-симфонист стал для Шёнберга предметом восторженного почитания и фанатической любви. В посвящении «Учения о гармонии», написанном уже после смерти Малера, Шёнберг в исступлении называет его «мучеником», «святым», а его произведения, мимо которых тогдашние музыканты проходили, недоуменно пожимая плечами, «бессмертными» и «величайшими в новейшей музыке».

Для Шёнберга, как и для всего поколения молодых музыкантов Вены, Малер навсегда остался воплощением образа гениального и непонятого композитора, не признающего никаких компромиссов, не идущего ни на какие сделки, с железным упорством убеждённого фанатика,  несмотря на все препятствия, воздвигаемые пошлостью, глупостью, рутиной, невежеством и консерватизмом, осуществляющего свой музыкальный замысел.

Малер как бы открыл перед Шёнбергом конечную цель музыки и заговорил о достоинстве музыки настоящим языком.

Хотя Малер лично и не сочувствовал шёнберговской теории «звукокрасочной мелодии» и последним его опусам - атональным, аритмическим, написанным в сжатой  афористической форме, - тем не менее, он всячески морально поддерживал Шёнберга и продвигал его сочинения.

Преждевременная смерть Малера в 1911 году была для Шёнберга тяжёлым ударом. В 1920 году Шёнберг принял участие в организации в Амстердаме Международного малеровского фестиваля, где под управлением Виллема Менгельберга были исполнены все десять симфоний Малера. В том же году Шёнберг был избран президентом там же основанного интернационального «Малеровского общества».

Соллертинский И.И., Арнольд Шёнберг  / в Сб.:  Памяти И.И. Соллертинского, М.-Л., «Советский композитор», 1974 г., с. 160.