Гигантский объём творческой работы в юности – случай Арнольда Шёнберга

Анализируя статистику гениев и талантов,  видно, что столица Австрии – Вена способствовала расцвету творчества множества выдающихся людей. Но это – только один из факторов. Другой, в случае Арнольда Шёнберга – гигантский объём творческой работы, проделанный в юности:

«Казалось бы, любому музыканту можно было только пожелать родиться в XIX веке в Вене -  городе, где жили и творили венские классики, Ф. Шуберт, А. Брукнер, И. Брамс, Г. Малер, где существовала высокоорганизованная и разветвлённая музыкальная инфраструктура: различные музыкальные общества, многочисленные хоровые организации, превосходный Придворный оперный театр, Венский филармонический оркестр, знаменитая на всю Европу Венская консерватория и университет, где преподавали выдающиеся музыканты и учёные с мировым именем. На рубеже XIX-XX веков - то есть именно тогда, когда начиналась деятельность Шёнберга, - искусство здесь стало «почти что религией - источником смысла и пищей для души», из украшения жизни» оно «превратилось в её суть, из способа выражения идеалов - в источник оных». В разных сферах духовной деятельности одно за другим возникали направления, продолжившие славу Вены, - «венская школа» в психологии, основоположником которой был 3. Фрейд, «Сецессион» во главе с Г. Климтом в изобразительном искусстве, новые течения в архитектуре, представленные в градостроительных планах О. Вагнера и, особенно, в работах А. Лооса. […] Однако все это - лишь одна сторона медали, связанная с деятельностью людей незаурядных. Между тем господствующим модусом повседневной венской жизни рубежа веков становится сибаритство, культ лёгкого, приятного и духовно необременительного времяпрепровождения. «Городом наслаждений» назвал Вену в своих воспоминаниях С. Цвейг».

Власова Н.О., Шёнберг и Вена: история одной ненависти, в Сб.: Художественные центры Австро-Венгрии. 1867-1918 гг., СПб, «Алетейя», 2009 г., с. 163-164.

 

«Арнольд Шёнберг родился 13 сентября 1871 года в Вене, в небогатой семье коммерсанта; отец его умер, когда мальчику было восемь лет. Материальное положение сразу стало очень тяжёлым. Шёнберг посещал школу вплоть до шестого класса. Одновременно выучился играть на скрипке и сочинял для домашнего музицирования скрипичные дуэты и вообще камерную музыку. Долгое время работал один, самоучкой, без всякой помощи и руководства. Попутно добывал средства к существованию, занимая скромную должность мелкого служащего в одном из венских банков. В это же время сочинил множество песен, дуэтов, а также хоров для рабочих ферейнов.

Решающую роль в жизни Шёнберга этого периода сыграла встреча с известным композитором и дирижером Александром Цемлинским. Последний открыл в Шёнберге бесспорный талант и изъявил желание обучать его контрапункту, что и делал в течение нескольких месяцев; то были единственные уроки, которыми воспользовался Шёнберг; в остальном он продолжал оставаться полным самоучкой. Дружба с Цемлинским ввела Шёнберга в кружок молодых композиторов, собиравшихся в одном из венских кафе неподалеку от Бургтеатра и страстно обсуждавших все животрепещущие музыкальные темы. Наиболее жаркие споры возникали вокруг вагнеровского «Тристана» - исходной точки развития всей новейшей музыки. В 1898 году в одном из концертов в Вене были исполнены первые песенные опусы Шёнберга на тексты Леветцова; при их исполнении в концертном зале произошёл маленький скандал; «и с тех пор, - рассказывает Шёнберг, - скандалы уже не прекращались».

В 1900 году Шёнберг приступает к первому монументальному сочинению - «Песням Гурре». В то время он является уже руководителем и дирижером трёх рабочих хоров под Веной. Однако нужда не прекращается. Шёнберг вынужден оставить работу над собственными произведениями и заняться инструментовкой чужих оперетт. Этот тошнотворный труд поглощает бездну времени, зато даёт скудный заработок. Шёнберг подсчитал, что в эти тяжёлые годы ему удалось наинструментовать свыше 6000 страниц чужих партитур - опер и оперетт. Некоторые из них принадлежали авторам с известными именами».

Соллертинский И.И., Арнольд Шёнберг  / в Сб.: Памяти И.И. Соллертинского, М.-Л., «Советский композитор», 1974 г., с. 159 .