Социология познания
Власти как Внешние обстоятельстваВласти как Внешние обстоятельства
X
Социология познания
Власти как Внешние обстоятельстваВласти как Внешние обстоятельства
X
«Техника, охватывающая всю жизнь, действует разрушительно на культуру, обезличивает её.
Но всегда в такую эпоху есть элементы, которые восстают против победного шествия технической цивилизации. Такова роль романтиков.
Существуют гениальные творцы культуры. Но культурная среда, культурная традиция, культурная атмосфера также основаны на подражательности, как и цивилизация. Очень культурный человек известного стиля обычно высказывает обо всём мнения подражательные, средние, групповые, хотя бы эта подражательность сложилась в культурной элите, в очень подобранной группе.
Культурный стиль всегда заключает в себе подражательность, усвоение традиции, он может быть социально оригинальным в своём появлении, но он индивидуально не оригинален.
Гений никогда не мог вполне вместиться в культуру, и культура всегда стремилась превратить гения из дикого животного в животное домашнее.
Социализации подлежит не только варвар, но и творческий гений. Творческий акт, в котором есть дикость и варварство, объективируется и превращается в культуру.
Культура занимает среднюю зону между природой и техникой, и она часто бывает раздавлена между этими двумя силами. Но в мире объективированном никогда не бывает цельности и гармонии. Существует вечный конфликт между ценностями культуры и ценностями государства и общества.
В сущности, государство и общество всегда стремились к тоталитарности, делали заказы творцам культуры и требовали от них услуг. Творцы культуры всегда с трудом защищали свою свободу, но им легче это было делать при меньшей унификации общества, в обществе более дифференцированном.
Ценности низшего порядка, например государство, всегда стремились подчинить и поработить себе ценности высшего порядка, например ценности духовной жизни, познания, искусства. М. Шелер пытался установить градации ценностей: ценности благородства выше, чем ценности приятного, ценности духовные выше ценностей витальных, ценности святости выше духовных ценностей. Но совершенно несомненно, что ценности святости и ценности духовные имеют гораздо меньше силы, чем ценности приятного или ценности витальные, которые очень деспотичны.
Такова структура объективированного мира. Очень важно определить соотношение между аристократическими и демократическими началами в культуре».
Бердяев Н.А., О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики, Париж, «YMCA-Press», 1939 г., с. 103-104.