Эффективный отдых и восстановление
Театр, кино и ТВОтдельные творческие решения в кино и на телевидении
Функционирование творческого коллективаФункционирование творческого коллектива
X
Эффективный отдых и восстановление
Театр, кино и ТВОтдельные творческие решения в кино и на телевидении
Функционирование творческого коллективаФункционирование творческого коллектива
X
Театр-кабаре «Летучая мышь» возникло как закрытый ночной клуб актёров Московского художественного театра (МХТ). Руководитель и конферансье – актёр МХТ Н.Ф. Балиев. Проект состоялся при поддержке мецената Н.Л. Тарасова
Первоначально гостей пускали в театр-кабаре по письменным приглашениям, подписанным 12 постоянными посетителями. В ранние годы существования театра-кабаре здесь выступали: Л.В. Собинов, К.С. Станиславский, Ф.И. Шаляпин и т.п.
«В «Летучей мыши» проходили знаменитые, теперь уже легендарные «капустники» МХТ, которые дали жизнь многим творческим самодеятельным представлениям XX века. Их придумал и стал организовывать актёр Б. Пронин (1875-1946). Изначально «капустники» проводились только для актёров и «посвящённых», хотя позднее на них стали продавать билеты для всех желающих. На сцене был создан особый мир литературно-театральной пародии на нашумевшие мхатовские премьеры. Вывернутые «капустные» действа МХТ вреда не приносили, наоборот, комические представления доказывали, что театр жив и ещё не заледенел в своей значимости. Кстати, позднее В. Шверубович (1901-1981) доказывал в воспоминаниях, что в Художественном вообще не любили то, над чем нельзя было смеяться. «Звёзды» МХТ безудержно лицедействовали, К.С. Станиславский в «капустниках» плясал канкан, В.И. Немирович-Данченко дирижировал смешным оркестром. На «капустниках», иногда смущая цензуру, царила атмосфера вольности и непринуждённого поведения. «Пародийные представления, начинавшиеся после полуночи, с лихим озорством опрокидывали то, что днём было окружено благоговейностью и почтением, - здесь кувырком летели авторитеты, отданные на кощунственно-весёлое поругание». Уровень «капустников» несколько упростился и даже принизился, когда посещать их было разрешено всем зажиточным «фармацевтам». Хотя изначально «художественники» пытались в «капустных» действах укрыться от нестерпимой прозы пошлой жизни».
Биккулова И.А., Феномен русской культуры Серебряного века, М., «Флинт»; «Наука», 2010 г., с. 97.
«Официантов в артистическом кабачке не было. Каждый подходил к стойке, накладывал себе на тарелку бутерброды, оставлял деньги и возвращался к общему столу».
Тихвинская Л.И., Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века: кабаре и театры миниатюр в России 1908-1917, М., «Молодая гвардия», 2005 г., с. 25.
Начиная с 1910 года, в связи с гибелью мецената Н.Л. Тарасова, кабаре «Летучая мышь» стало активно зарабатывать деньги и теперь стало общедоступным средоточием московской ночной жизни...
В 1919 году кабаре было закрыто. На следующий год Н.Ф. Балиев вместе с частью труппы выехали за границу и выступали в Берлине, Париже и Нью-Йорке, где новое кабаре закрылось в 1936 году в связи со смертью своего основателя.