Анализ природы творчества А.С. Пушкина по В.В. Вересаеву

В.В. Вересаев – на основе изучения многочисленных свидетельств современников,  – считал, что для творчества художников, а в частности для А.С. Пушкина,  характерна «двупланность» (говоря современным языком - «двумодельность»):

«Чёрт возьми, - по-моему, именно с дрянными своими недостатками и смешными пороками крупный  человек  и  интересен, -  интересен  именно  этой завлекательною  сложностью.  Я  вот  сейчас  много  работаю  над  Пушкиным, просмотрел  и  собрал,  можно  сказать,  почти  всё,  что о нём  написано воспоминателями  (меня  как  раз  интересует  он  как  живой  человек, -  и взаимоотношение в нём поэта и человека), - и как раздражает  это  стремление прихорашивать его и завивать а la  Моцарт -  «гуляка  праздный»: да,  часто ничтожен, пошл, даже гадок, - и всё-таки, именно при всем этом и  через  все это, - очаровательно-прекрасен»

Письмо В.В. Вересаева М. Горькому  от 21 августа 1925 г.

 

О природе творчества А.С. Пушкина:

«Конечно, не откуда-то сверху, не с каких-нибудь мистических высот, спускалось на поэта озарение, так высоко поднимавшее его душу над жизнью.  Данные для этого озарения лежали в его собственном подсознании. Но в обычное  время соответственные настроения переживались Пушкиным как бы в полусне,  смутно и недейственно, и только в состоянии вдохновения властно завладевали  всею его душою. Под поверхностным слоем густого мусора в глубине души  Пушкина лежали благороднейшие залежи».

Вересаев В.В., В двух планах: статьи о Пушкине, М., «Захаров», 2000 г., с. 15.

 


Формирование двух и более моделей поведения по И.Л. Викентьеву