Различные эффекты, связанные с интуицией человека
История изучения самого процесса творчестваИстория изучения процесса творчества «как он есть»…
X
Различные эффекты, связанные с интуицией человека
История изучения самого процесса творчестваИстория изучения процесса творчества «как он есть»…
X
В.В. Вересаев – на основе изучения многочисленных свидетельств современников, – считал, что для творчества художников, а в частности для А.С. Пушкина, характерна «двупланность» (говоря современным языком - «двумодельность»):
«Чёрт возьми, - по-моему, именно с дрянными своими недостатками и смешными пороками крупный человек и интересен, - интересен именно этой завлекательною сложностью. Я вот сейчас много работаю над Пушкиным, просмотрел и собрал, можно сказать, почти всё, что о нём написано воспоминателями (меня как раз интересует он как живой человек, - и взаимоотношение в нём поэта и человека), - и как раздражает это стремление прихорашивать его и завивать а la Моцарт - «гуляка праздный»: да, часто ничтожен, пошл, даже гадок, - и всё-таки, именно при всем этом и через все это, - очаровательно-прекрасен»
Письмо В.В. Вересаева М. Горькому от 21 августа 1925 г.
О природе творчества А.С. Пушкина:
«Конечно, не откуда-то сверху, не с каких-нибудь мистических высот, спускалось на поэта озарение, так высоко поднимавшее его душу над жизнью. Данные для этого озарения лежали в его собственном подсознании. Но в обычное время соответственные настроения переживались Пушкиным как бы в полусне, смутно и недейственно, и только в состоянии вдохновения властно завладевали всею его душою. Под поверхностным слоем густого мусора в глубине души Пушкина лежали благороднейшие залежи».
Вересаев В.В., В двух планах: статьи о Пушкине, М., «Захаров», 2000 г., с. 15.
Формирование двух и более моделей поведения по И.Л. Викентьеву