Культурологические модели и их применение в других областях деятельности
Социология познанияСоциология познания
Теория элитТеория элит
X
Культурологические модели и их применение в других областях деятельности
Социология познанияСоциология познания
Теория элитТеория элит
X
«В то время как природа создаёт организмы, ориентируясь на несколько исходных, древнейших типов (беспозвоночные и позвоночные животные, фанерогамы, то есть явнобрачные, цветковые растения, и криптогамы), организм народа представляет собой не столько тип, сколько продукт постепенности; он является специфическим духом народа в его постоянном развитии. Каждый биологический вид, существующий в природе, полностью обладает всем, что необходимо для его жизни; если он не располагал этим, то и не жил бы и не был бы способен к продолжению рода. Ни один народ не обладает всем, что ему необходимо, и каждый народ стремится дополнить свое существование, и чем выше он по уровню своего развития, тем сильнее в нем это стремление. Процесс возникновения видов в природе окутан мраком; может быть, он основан на накоплении переживаний, наслаивающихся на природные способности и задатки, только процесс этот осуществляется гораздо более медленным и «допотопным» способом.
Процесс складывания и модификации народности, как о том свидетельствуют неопровержимые доказательства, обусловлен частью врождёнными свойствами и задатками, а частью также накапливанием пережитого; только он, поскольку ему содействует сознательный дух, идёт гораздо быстрее, чем в природе, причем совершенно очевидное влияние на него оказывают как чуждые, инородные, так и близкие, родственные факторы, с которыми сталкивается народность. Если в природе индивидуальные особи, принадлежащие именно к высокоразвитым животным, не имеют никакого значения для других особей - за исключением случаев, когда речь идет о более сильных врагах или о друзьях, то в мире людей выдающиеся личности постоянно оказывают своё воздействие на окружающих.
В природе вид относительно неизменен; межвидовые гибриды вымирают или изначально страдают бесплодием. В исторической жизни гибриды встречаются повсюду - можно утверждать, что это явление в существенной степени способствует оплодотворению крупных духовных процессов. Суть истории - изменение.
В природе упадок, гибель является следствием только внешних причин - геологических катастроф, климатических катастроф, подавления слабых видов более агрессивными, благородных более примитивными. В истории конец процесса развития всегда подготавливается внутренним истощением жизненных сил. Только после этого внешний импульс может положить конец всему. […]
… ни для кого не секрет, что временами возникает насущная потребность в великих людях, и преимущественно в государственной сфере, поскольку во всех крупных странах обстоятельства складываются таким образом, что традиционные династии и высшее чиновничество не способны спасти положение, поэтому требуются личности экстраординарного порядка. Но если великий человек придёт и не погибнет сразу же в начале своих дел, то всё же остается вопрос, не заморочат ли его, чтобы своими насмешками лишить его силы. Наше время обладает изнуряющей способностью. И наоборот, это же время тяготеет к тому, чтобы периодически симпатизировать авантюристам и визионерам.
Ещё свежи в нас воспоминания о том, как в 1848 г. жаждали появления великого человека и чем довольствовались впоследствии.
Не всякое время находит своего великого человека, и не всякое великое дарование находит подходящее себе время. Возможно, что и сейчас есть очень значительные люди, для которых ещё не сложились соразмерные им обстоятельства. Во всяком случае, господствующий в наши дни дух массового благополучия не способен сгуститься в действительно великий образ. То, что мы видим перед собой, представляется скорее всеобщим опошлением, и мы позволили бы себе объявить появление великих индивидуумов невозможным, если бы некое предчувствие не говорило нам, что однажды кризис перейдёт со своей жалкой почвы «собственности и приобретения» в другую плоскость, и тогда после тьмы внезапно явится «правый», а всё остальное совершится уже после него.
Ведь великие люди нужны для нашей жизни, чтобы всемирно-историческое движение периодическими рывками освобождалось от уже отживших жизненных форм и рефлектирующей болтовни. Что касается всей прошедшей мировой истории, то открытость духа перед всякой формой величия является для мыслящего человека одной из немногих надёжных предпосылок высших духовных наслаждений».
Якоб Буркхард, Размышления о всемирной истории, М., «Росспэн», 2004 г., с. 31 и 211-212.