Разработка новых моделей одежды по Кристиану Диору [продолжение]

Начало »

 

Первое дефиле проходит под восхищённые «ах!» и разочарованные «ох!». Но восклицаниями дело не ограничивается, их дополняют комментарии, которые уточняют восхищение или разочарование.

- Дорогая, твоя форма - настоящее совершенство!

- Детка, давай-ка выбросим это в корзину!

Замечу сразу: если форма удалась, её тут же присваивают сделавшей её мастерице, если нет, форма становится безличным, уничижительным «это».

Модели, которые сейчас, покоряют нас с первого взгляда, часто рождаются из наброска, что сразу не привлёк к себе особенного внимания, зато потом благодаря ему может возникнуть целая череда платьев, вызывающих восхищение. И наоборот, эскизы, которые много обещали на первый взгляд, воплотившись, оказываются никуда не годными, и мы тут же от них отказываемся. Иной раз форма очень отличается от того, что я задумал; нельзя сказать, что она не удалась, но интерпретация замысла пошла по ложному пути. Мастерица поступила так, как потом будут поступать рисовальщики и фотографы, вложила в мой замысел то, чего я не предполагал. Художественное произведение обречено на интерпретации, будь это театральная пьеса или платье, и поэтому таит и себе сюрпризы, иной раз весьма болезненные для автора. Но авторы должны знать, что порой могут выгодно воспользоваться подобными сюрпризами.

Если результат мне нравится, я даю модели шанс добиться успеха. Пусть. Так и быть. Но если я очень дорожу своим замыслом, мы возвращаемся к исходному эскизу, я объясняю его более вдумчиво или передаю в другую мастерскую, где, надеюсь, его воспроизведут точнее.

Бывает, что одну и ту же «гравюрку» я отдаю сразу в несколько разных мастерских. И прекрасно знаю, что получу ровно столько же разных по экспрессии форм, среди которых смогу выбрать самую удачную. Если же такой нег, разнообразие вариантов служит основанием для новых проб. Наши формы из полотна, как и рисунки, которые их породили, пока ещё передают платья и самых общих чертах, в них почти нет деталей; они намечают силуэт, основные линии, покрой. Перед нами основа для изготовления лекала, крой по нему ляжет в основание целой коллекции.

Намёки на детали вроде отворотов, бантов, карманов, обшлагов, поясов появятся потом; лишь в том случае, если они являются значимым элементом конструкции платья, их делают сразу. Этот день - решающий для коллекции. Он позволяет мне отобрать среди силуэтов, которые я себе представил, пять или шесть базовых, на основе которых будут шиться платья, костюмы и манто. Затем я собираю всех моих манекенщиц, и они показывают мне, например, все костюмы, или все вечерние платья, или все платья с плиссировкой.

Работа продолжается до тех пор, пока я не увижу коллекцию в целом, завершается она порой поздней ночью. И вот я возвращаюсь домой, перед глазами у меня новые силуэты, голова занята всем увиденным, я без сил, но полон восхищения. Я прекрасно знаю, что мой восторг скоро улетучится, что впереди долгая и трудная работа, которая превратит эти заготовки в то, что будет достойно носить название платьев…

На следующее утро, успев уже несколько остыть, я вновь устраиваю дефиле отобранных форм, которые, как мне кажется, воплотили в себе главные линии новой коллекции, и там, где нужно, подчёркиваю эти линии.

После дефиле мы рассматриваем формы одну за другой по очереди, и тогда их уже вносят в список. Дело не обходится без сомнений. Мнения разделяются, и манекенщице приходится показывать и два, и три раза одно и то же... Пусть пройдётся опять, пусть ещё повернётся... А как форма будет смотреться на другой деточке (так в доме Диора называли манекенщиц - Прим. И.Л. Викентьева)? Не стоит рубить сплеча и сразу от неё отказываться. Поторопившись, мы рискуем упустить замечательную модель, которую сейчас просто не удалось как следует выполнить. Задав множество вопросов, поделившись благодетельными сомнениями, всерьёз поразмышляв, мы наконец принимаем решение. Мадам Маргерит вносит очередную форму в список».

Кристиан Диор, Диор о Dior, М., «Слово / Slovo», 2010 г., с. 76-77, 78-80 и 81-84.