Сознательная подпитка бессознания у актёров по Е.Б. Вахтангову

«Сознание никогда ничего не творит. Творит бессознание.

В область бессознания, помимо её самостоятельной способности выбирать без ведома сознания, может быть послан материал для творчества путём сознания.

В этом смысле каждая репетиция пьесы только тогда продуктивна, когда на ней ищется или даётся материал для следующей репетиции; в промежутках между репетициями и происходит в бессознании творческая работа перерабатывания полученного материала.

Из ничего нельзя ничего и создать, вот почему нельзя сыграть роль без работы - «по вдохновению».

Вдохновение - это момент, когда бессознание скомбинировало материал предшествовавших работ и без участия сознания - только по зову его - даёт всему одну форму. Огонь, сопровождающий этот момент, - состояние естественное, как естественно тепло при соединении нескольких химических элементов в одну форму. Ментальные элементы, скомбинированные в форму, доступную данному индивиду, в момент выявления порождают  приток энергии. Она подогревает, освещает и одухотворяет форму.

Всё, что выдумано сознательно, не носит признаков огня. Всё, что сотворено в бессознании и формируется бессознательно, сопровождается выделением этой энергии, которая главным образом и заражает. Заразительность, то есть бессознательное увлечение бессознания воспринимающего, и есть признак таланта.

Кто сознательно даёт пищу бессознанию и бессознательно выявляет результат работы бессознания - тот талант. Кто бессознательно дает пищу бессознанию и бессознательно выявляет - тот гений. Выявляющий сознательно - мастер. Лишённый же способности сознательно или бессознательно воспринимать и все-таки дерзающий выявлять - бездарность. Ибо нет у него лица своего. Ибо он, опустив в бессознание - область творчества - нуль, нуль и выявляет».

 

Через год – в 1918 году в этой же записной тетради Е.Б. Вахтангов добавляет:

«Воспитание актёра должно состоять в том, чтобы обогащать его бессознание многообразными способностями: способностью быть свободным, быть сосредоточенным, быть серьёзным, сценичным, артистичным, действенным, выразительным, наблюдательным, быстрым на приспособления и т. д. Нет конца числу этих способностей. Бессознание, вооружённое таким запасом средств, выкует из материала, посланного ему, почти совершенное произведение. В сущности, актёр должен был бы только разобрать и усвоить текст вместе с партнёрами и идти на сцену творить образ. Это в идеале. Когда у актёра будут воспитаны все нужные средства - способности. Актёр непременно должен быть импровизатором. Это и есть талант. В театральных школах бог знает что делается. Главная ошибка школ та, что они берутся обучать, между тем как надо воспитывать».

Вахтангов Е.Б.,  Из записной тертради / Материалы и статьи, М., «Всероссийское театральное общество», 1959 г., с. 81 и 102

 


Замечу, что чуть позже «подпитку интуиции / бессознательного» будет сознательно (!) делать физик Л.Д. Ландау