Развитие профессиональной интуиции учёного по Л.Д. Ландау

«… обычно будущий ученый узнает о своей науке из уст другого учёного, более опытного и старшего - своего учителя. Ландау не мог ни у кого учиться квантовой механике. Не потому, что не было хороших учителей, а потому, что самой квантовой механики ещё не существовало. Он до всего должен был доходить сам. Память об этом времени сказалась в его нелюбви к традиционному изображению учёного, стоящего на стремянке у верхней полки своей библиотеки. Ландау говорил: «Из толстых книг нельзя узнать ничего нового. Толстые книги - это кладбище, где погребены идеи прошлого».

В период столь своеобразного обучения Ландау выработал метод, сохранившийся у него на всю жизнь. Он проглатывал огромное количество научных журналов. Но в каждой статье определял только постановку задачи и затем смотрел в конец статьи, чтобы узнать результат. Промежуток не читал, утверждая: «Мне нужно узнать от автора, что он делает; как делать, я сам знаю лучше».

Майя Бессараб, Лев Ландау, М., «Октопус», 2008 г., с.17-18.

 

«Корреспондент: Оценить суть работ Ландау могут только специалисты, которые называли его гением. А можно широкой публике объяснить, в чем это проявлялось?

И.М. Халатников: Он сам на это ответил, ведь  говорил: я чемпион мира по технике. Что это значит? Сложнейшие задачи математической физики он всегда решал первым. Кажется просто невероятным, но Ландау обходился без черновиков, писал сразу набело. На ваших глазах происходило почти чудо. Я видел это много раз, но каждый раз поражался. Обычно учёный «марает» множество бумаг, прежде чем получит ответ. А тут ни одной помарки, хоть сразу печатай.

Корреспондент: Говорят,  так   же   творил   Моцарт.  Например ,  увертюры   к   некоторым   своим  знаменитым операм он писал прямо перед премьерой и раздавал ноты оркестрантам, когда публика уже занимала места.

И.М. Халатников: Да, наверно, Ландау можно назвать  Моцартом  в науке. […] Ландау можно называть феноменом, потому что он знал в физике всё. Внес ясность в самые разные направления этой науки. Запутанные и сложные проблемы становились простыми и ясными после того, как он ими занимался.

Но он был не только великий учёный, но и великий учитель. Ландау создал в нашей стране школу физиков-теоретиков, многие из которых стали выдающимися учеными мирового класса. А началось все, когда он уехал работать в Харьков и стал читать лекции. В аудиториях собирались толпы студентов. Конечно, Ландау поражал особым блеском, образностью мышления, но главное - он необычно излагал предмет. Такого никогда не слышали.

Корреспондент: А что он внёс нового?

И.М. Халатников: До него была старая школа преподавания научных дисциплин. Скажем, теоретическую механику читали несколько лет, а он - всего полгода. Ландау в корне изменил сам подход к обучению, он все курсы начинал с того, что давал некоторые общие принципы, а затем из них формулы сыпались как из мясорубки. Такая логика производила на студентов сильнейшее впечатление. Так раньше не учили. Он создал новый стиль изложения науки. Поэтому его книги переведены на многие языки, по ним учатся во всем мире».

Медведев Ю., Ландау без черновика. Правда и мифы о гениальном физике (интервью с учеником и помощником Л.Д. Ландау И.М. Халатниковым), «Российская газета» от 22.01.2008 г.


Позже, по свидетельству очевидцев, Л.Д. Ландау читал мало – источником качественной информации служил его семинар по теоретической физике.