Отдельные творческие решения в искусстве
Бюрократическая организация творчестваОфициальная / бюрократическая организация творчества
X
Отдельные творческие решения в искусстве
Бюрократическая организация творчестваОфициальная / бюрократическая организация творчества
X
Н.К. Крупская опубликовала цитируемую ниже статью в партийной газете «Правда» от 13.02.1921 г. в рамках дискуссии о путях становления новой культуры. В отличие от различных групп литераторов того времени, Н.К. Крупская ставит вопрос в ленинском стиле - исключительно политически:
«Как создать то новое искусство, которое на 9/10 осталось в нетях в момент революции и которое так насущно необходимо? И тут Пролеткульт выступил на совершенно правильный путь: надо открыть рабочим путь к искусству, надо дать возможность овладеть музыкальной, театральной, пластической и другой техникой, не овладев которыми нельзя создать произведений искусства. Но мало овладеть старой техникой, надо пропустить её через горнило пролетарской мысли, внести в неё своё - нужны пролетарские студии, нужно много хороших студий, создающих для пролетариев возможность овладеть предпосылками творческой деятельности - техникой и сознательным (сознательным с точки зрения пролетариата) отношением к искусству.
Поскольку это делает Пролеткульт, он делает большое, нужное пролетарское дело. Это - десница Пролеткульта. Перейдём теперь к его шуйце.
В студиях должен царить дух критического отношения к буржуазному искусству, надо, чтобы студиец научился отличать, что надо и чего не надо брать из буржуазного искусства, научился понимать и новейшие формы буржуазного искусства - искусства периода упадка. Надо, чтобы студия воспитала в нем отвращение к идейной бессодержательности, искусственности, фальши, крикливости этих форм периода упадка буржуазной идеологии. И вот мы видим, что в студиях Пролеткульта нет этого критического отношения к буржуазным формам искусства, и то, что является признаком разложения, упадка, вырождения, провозглашается истинным пролетарским искусством, зачатки пролетарского искусства отдаются в плен буржуазному искусству. Это первое.
Второе: произведение искусства не потому бывает пролетарским, что творцом его является тот или иной пролетарий по рождению, а потому, что оно проникнуто пролетарской идеологией. Не всякий пролетарий достаточно сознателен, не всякий является носителем пролетарской психологии, пролетарской идеологии, есть пролетарии, насквозь проникнутые мещанской идеологией, пролетарии, которым чужды пролетарские идеалы, пролетарская дисциплина и выдержка. Мало одного пролетарского происхождения, надо пролетарию осознать еще свои классовые задачи, надо выработать у себя классовое сознание. Эту сторону дела замалчивает Пролеткульт, провозглашая каждое произведение рабочего произведением пролетарским. И получается невольная, может быть, но всё же демагогия.
Третье: нельзя «высидеть» пролетарское искусство, искусственно создать его, можно только расчистить ему дорогу. Вырасти же оно может только из жизни. Чем глубже будет понимание этой жизни, чем сильнее переживания художника, тем полнее отразится это на его произведениях. Нельзя уйти от жизни, от борьбы, закрыть глаза на окружающее, отгородиться от всего непролетарского. А Пролеткульт именно и проповедует отгораживание, замыкание в себе.
Четвертое: пролетариат брал власть, чтобы переделать всё общество из классового в бесклассовое. Буржуазия, будучи господствующим классом, накладывала печать своей идеологии на все классы, в том числе и на пролетариат. Теперь это должен стремиться сделать пролетариат.
В его руках такое могучее средство идеологического влияния, как государство. Благодаря ему пролетариат имеет тысячи возможностей широко распространять свое влияние на все слои общества, перевоспитывать их, разрушить их классовую психологию. А как подходит к этому вопросу Пролеткульт? «Государство, - говорит он, - оно не чисто-пролетарское. Его дело - заботиться о всех классах. Пусть оно насаждает культуру (дело полезное), но эта культура не пролетарская, и нам, пролетариям, на это дело нельзя тратить своего времени и энергии. Нам надо отгородиться от всех непролетарских элементов, обособиться, создать для себя свою, чисто-пролетарскую, белоснежную культуру. Эта классовая культура будет непонятна другим классам, другим слоям общества, у которых другая, далёкая от пролетарской, психология».
Вот тут-то и зарыта собака. Тут-то и кроется корень наших разногласий с Пролеткультом. Мы берём на себя смелость утверждать, что это не пролетарская точка зрения. Пролетарская точка зрения иная. Пролетариат думает не о том, как бы ему обособленно устроиться в классовом обществе, выработать своё обособленное мировоззрение, своё обособленное искусство. Пролетариат видит свою миссию не в этом, а в уничтожении классового общества, в организации разумной, счастливой жизни для всех и каждого, в такой организации общества, в которой не будет ни пролетариата, ни буржуазии.
Такому пониманию миссии пролетариата мы учились из «Коммунистического Манифеста», написанного Марксом и Энгельсом ещё в 1847 году. И не видим причины менять своей точки зрения. В момент, когда трещат устои классового общества, когда идет самая отчаянная борьба между старым и новым порядком, заботиться о том, чтобы где-то в сторонке получить чистую разводку пролетарской культуры - а к этому сводится работа Пролеткульта, - значит идти вразрез с пролетарской идеологией. Идеи, проповедуемые Пролеткультом, его вечное противопоставление себя завоеванному пролетариатом государству, противопоставление себя всем другим классам, с которыми он боится якшаться, хотя бы это и были трудящиеся, и идеологией которых, несмотря на это, он заражается, мы считаем сектантскими, непролетарскими, и поэтому боремся с ними».
Крупская Н.К., Главполитпросвет и искусство / Об искусстве и литературе. Статьи, письма, высказывания, Л.- М., «Искусство», 1963 г., с. 89-91.