Принятие решений творческих задач при шизофрении

Цитируемая ниже работа посвящена сравнительному исследованию «… решения творческих задач в норме и больными шизофренией. В силу обусловленности у них многих нарушений мышления специфическими личностными изменениями, выбор больных шизофренией в качестве испытуемых позволяет исследовать роль личностного компонента мышления в условиях его как бы «естественной модификации».

Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б., Смысловая регуляция решения творческих задач, в Сб.: Исследование проблем психологии творчества, М., «Наука», 1983 г., с. 63.

 

В результате проведённых экспериментов, авторы пришли к выводам:

«1)  продуктивность решения творческих задач в патологии ниже, чем в норме, что обусловлено нарушениями смысловой регуляции;

2) наиболее резкие отличия от нормы в характере смысловой регуляции поиска решения в патологии наблюдаются на этапе «блокады» (этот термин здесь означает психологический тупик, в который упирается испытуемый при решении задачи  - Прим. И.Л. Викентьева) когда роль смысловой регуляции возрастает. Смысловая регуляция у больных шизофренией  не выполняет своей продуктивной функции, что обусловлено личностными нарушениями, свойственными больным;

3) на этапе реализации первоначальных представлений, когда доминирует содержательная сфера и функции смысловой регуляции редуцированы, отличия от нормы менее выражены в силу относительной интеллектуальной сохранности больных;

4) характерного для нормы успешного решения творческой задачи путём внезапного «озарения» у больных шизофренией зафиксировано не было;

5) на этапе реализации первоначальных представлений существенных различий в характере смысловой регуляции в группах успешного и неверного решения не наблюдалось;

6) на этапе движения в «блокаде» при успешном решении смысловая регуляция выступает в конструктивной функции, что просматривается в интенсификации рефлексии предметного содержания задачи, а при неверном решении -  преимущественно в функции контроля, что не способствует преодолению блокады и приводит к отказу от решения задачи;

7) разработанные показатели динамики мышления -  адекватное методическое средство исследования характера смысловой регуляции при решении творческих задач;

8) предложенное расчленение процесса решения творческой задачи на этапы позволяет выделить ключевые моменты (блокаду и «озарение») в изменении динамики и организации мышления при решении творческих задач;

9) продуктивность решения творческих задач определяется характером  смысловой  регуляции  на  этапе  движения  в «блокаде».  

Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б., Смысловая регуляция решения творческих задач, в Сб.: Исследование проблем психологии творчества, М., «Наука», 1983 г., с. 99.