Декларативные и процедурные знания по И.Л. Викентьеву

Ещё в Древней Греции было замечено, что, выражаясь современным языком,  знания можно условно разделить на «прикладные» и «высоко-теоретические»…

В 30-50 годах XX  века, учитывая, что к работе со знаниями привлекалось всё больше людей, ряд отдельных учёных и научных коллективов в Европе и США вернулись к этой проблеме. Было предложено несколько терминов и классификаций знаний, но лично мне больше нравится  четыре термина:

- Декларативные / Declarative knowledge (Описательные знания) и

- Процедурные / Procedural knowledge (Алгоритмические знания),

основные характеристики которых я свёл в таблицу:

 

 

Сравниваемые параметры 

 Знания 

 

Декларативные / Описательные

 

 

Процедурные / Алгоритмические

Отвечают на вопросы

 

Что это?

Как это бывало / бывает / случается?

Я чувствую / думаю, что…

Как это сделать?

Как это сделать оптимально?

Как исключить типовые ошибки

Где наиболее распространены

 

Философия

Культурология

Искусствоведение

Художественная критика

Физика, химия, медицина, технические дисциплины, менеджмент

Трудозатраты на получение

 

Не всегда, но часто: один или несколько вечеров, подборка книг и Internet

Отрабатываются годами, иногда десятилетиями – см.: Методика К.С. Станиславского

Число разработчиков

 

Один или несколько человек

Основной разработчик может быть один, но в обкатке алгоритмов так или иначе участвуют десятки и сотни людей

Позволяют

Умно рассуждать не действуя; писать глупые статьи и книги; защищать диссертации; выступать на халтурных конференциях;  читать лекции невинным в предмете студентам

Решать практические задачи или – в случае творческих задач – не гарантировать, но существенно повышать вероятность их решения

Проверяемость

 

???

Принципиально проверяемы…

Фактическое применение

 

Позволяют обзорно / неглубоко поговорить о всей теме – см. термин: «Гениальность»

Узко «заточены» на определённый класс задач

Известность / распространённость

Повсеместно в крупных городах

Немногочисленные работы

 

Английский физик лорд Кельвин в курсе лекций, изданных в 1884 году, предложил свой «критерий понимания»: «Вопрос о том, понимаем ли мы или не понимаем природный процесс, сводится к другому вопросу, именно: способны ли мы построить механическую модель, которая  воспроизводила бы процесс во всех его частях».

Цитируется по: Свасьян К.А., Становление европейской науки, М., «Evidentis», 2002 г., с. 351.

 

Классификация методик креатива по И.Л. Викентьеву

 

 Наши правила, включая обсуждение видео на YouTube