Сравнение Плутарха и других древнегреческих и древнеримских историков

«Сравнительные жизнеописания» - бесценный материал для специалистов-историков и для всех тех, кого интересует античная история, однако Плутарх историком не был и таковым себя не считал. Во введении к биографии Александра Македонского он совершенно ясно определяет свои задачи: «Мы пишем не историю, а биографии, и не всегда в самых славных деяниях бывает видна добродетель или порочность, но часто какой-нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем сражения с десятками тысяч убитых, огромные армии и осады городов. Поэтому, как живописцы изображают сходство в лице и в чертах его, в которых выражается характер, очень мало заботясь об остальных частях тела, так и нам да будет позволено больше погружаться в проявления души и посредством их изображать жизнь каждого, предоставив другим описания великих дел и сражений». Наставление на пути к добродетели -  главная цель этических сочинений Плутарха. Эту же цель преследует он и в «Жизнеописаниях». Оставаясь прежде всего философом-моралистом, историю, как и философию, Плутарх подчиняет своей основной задаче. В жизни и деяниях знаменитых полководцев и государственных деятелей он видит положительные или отрицательные примеры, олицетворение тех или иных нравственных принципов.

Античный взгляд на историю вообще был иным, чем в новое время. То, что мы называем гуманитарными науками, и история в частности, не выделялось из сферы искусства, и недаром одна из девяти муз - Клио - считалась покровительницей истории. А знаменитый «отец истории» Геродот каждую из девяти книг своей «Истории» назвал именем одной из муз. Тем не менее, такие авторы, как греки Геродот, Фукидид и Ксенофонт, римляне Тит Ливий и Корнелий Тацит с их стремлением к хронологически последовательному, скрупулёзному и объективному изложений исторического материала, больше подходят к нашему пониманию историка, или точнее историографа, чем Плутарх с его моралистической установкой.

Принцип, выдвинутый Тацитом во введении к его «Анналам», - описывать события без «гнева и пристрастия», был совершенно неприемлем для Плутарха. Заметим, что и Тацит тут не вполне последователен; описывая, например, злодеяния Тиберия или Нерона и раболепство их приближённых, он далеко не всегда удерживается от гневной интонации. Плутарх, как отчётливо видно из процитированного введения к «Александру», к последовательному и скрупулезному изложению не стремится принципиально, у него задачи иные. Более того, излишняя, на взгляд Плутарха, объективность Геродота вызывает у него отрицательное отношение.

В трактате «О злокозненности Геродота», входящем в «Нравственные сочинения», Плутарх порицает Геродота за то, что тот беспристрастно сообщает о неблаговидных поступках знаменитых греков, например, поэта Алкея (VII в. до н. э.), в битве бросившего свой щит, что считалось в те времена позорным, и столь же беспристрастно пишет о великих деяниях варваров. Кстати сказать, сам Алкей честно сознается в постыдном поступке в одном из своих стихотворений.

В биографии Никия Плутарх, отдав должное «недосягаемому мастерству» Фукидида, предупреждает читателя, что лишь бегло коснется необходимых исторических событий, описанных последним, «во избежание упреков в небрежности и лени». Задача Плутарха - собрать воедино то, что обычно ускользает от внимания большинства, ибо, продолжает Плутарх, «я старался избежать нагромождения бессвязных историй, и изложить то, что необходимо для понимания образа мыслей и характера человека».

Надо сказать, что, ставя в «Жизнеописаниях» этическую цель выше собственно исторической, Плутарх, вовсе к тому не стремясь, внес изменения и в самую форму биографии. Лучшим из дошедших до нас образцом традиционной античной биографии является «Жизнь двенадцати цезарей» - жизнеописания римских императоров, составленные римлянином Гаем Светонием Транквиллом, младшим современником Плутарха. Биография этого типа представляет собой последовательное изложение фактов и описание черт характера того или иного персонажа. Моралистический же принцип Плутарха позволил ему создать то, что, пользуясь современной терминологией, можно определить как психологическо-биографический очерк».

Томашевская М., Плутарх, Избранные жизнеописания в 2-х томах, том I, М., «Правда», 1990 г., с. 9-11.


Оценка значения трудов Плутарха Л.Н. Гумилёвым