Отдельные творческие решения в кино и на телевидении
Списки контрольных вопросовСтратегия создания эвристических решений за счёт паспортизации и избегания типовых ошибок.
X
Отдельные творческие решения в кино и на телевидении
Списки контрольных вопросовСтратегия создания эвристических решений за счёт паспортизации и избегания типовых ошибок.
X
«Ленинградский театр комедии много лет был тесно связан с драматургами Евг. Шварцем и В. Шкваркиным. С прошлого года мы начали активно сотрудничать с рядом молодых драматургов, особенно работающих в жанре комедии. Дело в том, что в последнее время появляется не слишком много комедийных произведений. И мы решили отказаться от самотёка. Вероятно, у каждого театра, работающего с драматургами, есть своя система работы. Что касается нашей, то вот некоторые выводы и наблюдения:
1. Желательно подробное обсуждение с режиссурой театра творческой заявки автора до написания им пьесы, так как, когда пьеса закончена, чаще всего ей уже трудно помочь.
2. Следует настойчиво требовать от автора подробного плана пьесы, в силу того что большинству молодых драматургов присущ один порок - стремление писать произведение, не продумав его до конца; получается обнадеживающий первый акт, затруднения во втором и совершенно безвыходное положение в третьем. Ясный план помогает этого избежать.
3. В периодическом общении с автором замечания и оценки театра должны быть не только критическими, но и творческими. Мало сказать, что пока получается плохо. Надо ещё и посоветовать, как сделать хорошо. В известной степени работа театра с автором налагает моральную ответственность и на театр. И если работа зашла уже далеко и кончается неудачей, это - общая неудача.
4. Можно приниматься за работу или доработку только такой, хотя бы и очень несовершенной пьесы, основа которой - вкус автора, его видение современности - нравится театру. За более совершенную по законченности и складности, но не увлекающую его пьесу браться не стоит.
5. Если начинающий драматург пытается работать сразу с двумя театрами - уступить его другому театру. Раздвоение внимания автора приводит к катастрофе.
6. Надо серьёзно относиться к такой составной части пьесы, как её название. Если автору до конца работы не ясно название, значит, он так и не решил в образной форме, о чём он пишет. (Когда в сообщениях театров читаешь - «название условно», это не предвещает ничего хорошего.)
7. Ни в коем случае нельзя падать духом ни автору, ни театру при окончательной неудаче работы над пьесой. Если половина пьес, над которыми театр активно работает с авторами, пойдёт на сцене, это очень хороший результат.
8. В случае разногласий между автором и театром в оценке результатов работы над пьесой надо дать право автору отнести своё произведение в другой театр. При этом один из спорящих будет посрамлён, и истина обнаружится.
9. Удача в первой работе с автором должна непременно закрепляться следующей работой. И тут иногда наблюдается, что при всей трудности рождения первой пьесы вторая даётся трудней. Возможно, что иногда после первой пьесы молодого автора на сцене должна идти третья.
10. Чтение большого количества пьес начинающих драматургов, как заслуживающих поддержки, так и не стоящих её, убеждает в том, что у громадного большинства молодых авторов, как одарённых, так и неталантливых, существуют общие ошибки, уже известные театру и неожиданные для каждого драматурга. К сожалению, их не определишь в короткой статье - это тема особого разговора. Вероятно, самое большее, чем театр может помочь драматургу, - это постараться уберечь его от таких стандартных ошибок.
11. Как только драматурги начнут приносить в театр великолепные законченные комедии и в достаточном количестве, наш театр немедленно и с радостью откажется от всякой работы с драматургом, приглашая его прямо на генеральную репетицию».
Акимов Н.П., Обязанность театра / О театре, Л., «Искусство», 1962 г., с. 52-54.