«Проблема «исчезающей» одарённости девочек весьма непривычна для тех, кто вырос в атмосфере «бесполой» педагогики и деклараций о равенстве полов.
Рождается равное число одарённых девочек и мальчиков, но с возрастом одарённость девочек постепенно превращается в миф или в исключение из правила. […] Исследования, развернувшиеся в 70-е годы, раскрыли роль социально-психологических факторов в нереализации одарённости женщин. Современное общество, все его институты, включая семью, среднюю и высшую школу, пронизано полоролевыми стереотипами - устоявшимися представлениями о женственности и мужественности, жестко предписывающими как должны себя вести, выглядеть и какие особенности проявлять мужчины и женщины, и соответствующими ожиданиями. Вследствие этого девочки и мальчики растут в двух разных мирах.
Семья и девочки
Ожидания различны ещё до рождения ребенка. В два раза чаще родители называют предпочтительным появление мальчика, чем девочки, среди отцов эта цифра равна четырем. Цвета и громкость звука в окружении мальчиков и девочек, материал, выбираемый для одежды, игрушки, виды активности, которыми разрешено заниматься, - всё сильно отличается. С самого начала девочек учат быть пассивными, послушными, проявлять заботу о других. Ожидают, что они отдадут предпочтение спокойным играм и занятиям, не будут склонны участвовать в рискованных предприятиях.
По данным американских исследователей, детская комната мальчика богаче, шире по представленности окружающего мира - в ней машинки, дидактические игры, конструкторы, спортивный инвентарь, животные, военные игрушки. В детской комнате трехлетних мальчиков в среднем в три раза больше игрушек, чем у их сверстниц. Многие категории игрушек совсем не представлены в детских комнатах девочек.
Оказывается, девочки об этом помнят. В воспоминаниях о детстве одарённых девочек-подростков содержатся многочисленные упоминания о том, что им давали те игрушки, которые родители считали подходящими для них, а не те, которые они сами предпочитали. Практика воспитания различна, начиная с разной реакции на плач младенцев - к девочкам подходят быстрее, успокаивают их чаще. Позднее на прогулках матери держат девочек ближе к себе. Таким образом, девочкам отчасти неосознанно внушают буквально с пелёнок, что они зависят от других, что они сами не могут справиться с ситуацией. Однако хорошо известно, что активность, самостоятельность, уверенность в себе необходимы для развития высокого уровня интеллекта.
Школа и девочки
В школе дети также встречаются с разным отношением и поведением учителей. От девочек ждут полного послушания, постоянного прилежания. Им учителя уделяют меньше внимания, чем мальчикам: они получают менее развёрнутую обратную связь, оценку. Учителя гораздо реже стремятся ориентировать девочек на более высокие достижения.
Согласно данным зарубежных исследователей, различия в отношении учителей к учащимся разных полов выражены ещё ярче в случае одарённых учащихся. Так, учителя считают, что одарённые мальчики превосходят одарённых одноклассниц в области критического и логического мышления, в творческом решении задач. Учителя-мужчины воспринимают одарённых учениц более традиционно, чем учительницы, - более эмоциональными, покладистыми, доверчивыми, с менее развитым воображением, любознательностью, изобретательностью.
Исследователи обнаружили, что некоторые учителя дают самые низкие оценки тем ученицам, которые проявляют способности к аналитическому мышлению, к выдвижению собственных оригинальных идей, оказывают сопротивление традиционным условностям. Мальчики с подобными характеристиками имеют у таких учителей высокий рейтинг. Отмечено, что некоторые учителя, знающие одарённых учениц хорошо, оценивают их более негативно, чем учителя, не работающие с ними постоянно. Противоположная тенденция характерна для ситуации с одарёнными мальчиками.
Сами учителя редко осознают особенности своего поведения и бывают удивлены, когда имеют возможность увидеть себя со стороны и проанализировать с помощью специалиста видеозапись своего урока. Типичным является фрагмент записи беседы учительницы начальной школы с родителями одарённой девочки: «У неё великолепные успехи по всем предметам. Она настоящая всезнайка. Но у неё такой самоуверенный вид! Если она останется такой, когда подрастет, у неё будут проблемы с мальчиками. Мы должны изменить её поведение». Предубежденное отношение к одарённым ученицам особенно опасно, так как девочки очень восприимчивы к реакциям учителей.
Учебники и учебные пособия полны проявлений полоролевых стереотипов: мальчики в них изображаются главными действующими лицами - смелыми, независимыми, способными на риск, а, девочки - пассивными, второстепенными персонажами, ожидающими помощи и поддержки. […]
В результате всех этих, на первый взгляд, малозначительных отличий одарённые девочки уходят во взрослый мир с некоторыми весьма распространенными чертами.
Во-первых, многие из них отрицают свою одарённость, высокие способности, объясняя свои успехи внешними условиями.
Во-вторых, у них формируется исключительная способность к социальной адаптации, хорошо маскирующая одарённость и обеспечивающая принятие их ближайшим окружением.
В-третьих, они меняют свои первоначальные профессиональные ориентации, часто со снижением социального статуса профессии».
Психология одарённости детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса, М., «Академия», 1996 г., с. 100-104.