Наиболее частые особенности одарённых детей:
«- трудности в нахождении близких по духу друзей;
- проблемы участия в играх сверстников, которые им неинтересны;
- проблемы конформности, то есть старания подстроиться под других, казаться такими, как все;
- трудности в школе, где отсутствует стимуляция интеллектуального развития;
- ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе.
Учителя очень часто не распознают высоко одарённых учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения. Психологи не имеют соответствующих методик для диагностики особенностей их интеллекта; стандартные тесты «зашкаливают», выявить индивидуальный профиль способностей невозможно без особых процедур и методик. Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть. Они могут обвинять себя, воспринимая свои особенности как аномалию, могут начать тщательно скрывать свои достижения и тем самым маскировать свои способности и переходить в достаточно обширную категорию одарённых, которую обозначают как «недостиженцев». […]
Последующие изыскания подтвердили, что социальная изоляция высоко одарённых - не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которых оказывается ребёнок при отсутствии группы, с которой он мог бы общаться. Одарённые дети нуждаются в сверстниках не по возрасту, а по интеллекту. Отсюда: при обучении им недостаточно только обогащения, необходимо радикальное ускорение, возможно, в сочетании с несколькими «перескакиваниями» через класс, распределёнными во времени, или же школы со специальными программами обучения (этот вопрос обсуждается в главе, посвященной обучению)».
Психология одарённости детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса, М., «Академия», 1996 г., с. 41.