«Всё, что может быть изложено в сочинениях, представляет собой или факты, или рассуждения.
Факты бывают троякого вида.
1. Факты, относящиеся к чисто природным агентам и наблюдаемые в обычных действиях тел друг на друга - будь то при обычном течении вещей, предоставленных самим себе, или при экспериментах, производимых над ними (is experiments made by them), при которых тела, производящие действия, и тела, подвергающиеся воздействию, взаимодействуют особым и искусственным образом.
2. Факты, относящиеся к агентам, обладающим волей, в частности действия людей в обществе, из которых складывается гражданская и нравственная история.
3. Факты, относящиеся к мнениям.
В усвоении этих трёх категорий фактов, как мне кажется, и заключается то, что обычно принято называть изучением; сюда можно, пожалуй, прибавить особую рубрику критических сочинений, которые по сути дела сводятся не к чему иному, как к тем же фактам, - к тому, что такой-то человек или такая-то группа людей употребили такое-то слово или фразу в таком-то смысле, т.е. обозначили такие-то идеи такими-то звуками.
Под рассуждением я понимаю всякое открытие общих истин, сделанное человеческим разумом, безразлично, найдены ли они путём интуиции, демонстрации или дедукции вероятности. Если этим не исчерпывается все возможное знание (ибо истина или вероятность частных положений также могут быть познаны), то можно считать, что открытие (общих истин), собственно, и составляет главное занятие тех, кто желает усовершенствовать свой разум и приобрести знания путём чтения».
Джон Локк, Опыт о человеческом разумении / Сочинения в 3-х томах, Том 2, М., «Мысль», 1985 г., с. 242.