Гипотеза «Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей» по Б.П. Никитину [продолжение]

Начало »

 

Это УГАСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ К РАЗВИТИЮ - НЕОБРАТИМЫЙ ПРОЦЕСС - НУВЭРС  (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей).

9. НУВЭРС особенно сильно и непоправимо «разгибает» кривые развития  ТВОРЧЕСКИХ способностей, делает их более пологими, медленнее поднимающимися  и тем значительнее, чем больше АСИНХРОНАТ - разрыв во времени между  «моментом» созревания и началом развития. Возрастание асинхроната ведёт  обязательно к затруднению развития, замедлению его и снижению конечного  уровня развития, все более и более труднопоправимому.

Легко «разогнуть» кривую развития  ребёнка в раннем детстве, уничтожив или  ухудшив условия успешного развития, но невероятно трудно потом снова  «согнуть» её.

Необратимость этого процесса деградации возможностей развития порождает  мнение о врождённости творческих способностей, ибо обычно никто не  подозревает, что в дошкольном детстве произошло такое «разгибание».

10. Громадная неравномерность в распределении творческих способностей среди  людей порождается не только многообразием в условиях жизни детей, но и  большой разницей в величине асинхроната, а наша бедность на людей с высоким  творческим потенциалом объяснима лишь неизмеримыми жертвами, которые мы пока  приносим НУВЭРСУ в силу традиций и незнания.

Такова в главных чертах новая гипотеза способностей. Насколько удачно и  полно она сформулирована, это покажет будущее, но в отличие от старой  (традиционной) гипотезы она:

а) выделяет две принципиально различные части способностей - исполнительскую  и творческую и два пути развития - обучение (школьные методы) и самодвижение  (интерес, увлечение, страсть);

б) предполагает, что громадные различия людей в способностях зависят не от  природной одарённости, а от стимулов, от сроков начала, методов и условий  развития;

в) допускает, что специфика человеческой нервной системы обеспечивает  каждому здоровому  ребёнку развитие любых человеческих способностей и до  любых достижимых людьми высот;

г) вскрывая явление НУВЭРСА, придаёт первостепенное значение раннему (по  современным представлениям) развитию способностей, а точнее, оптимальному  сроку их развития;

д) придавая первостепенное значение «приобретённому», а не «врождённому»,  ставит родителей, воспитателей и исследователей в активную позицию, даёт им  понять, что способный  ребёнок - не дар природы и успех зависит от них;

е) позволяет начать широкие исследования закономерностей раннего развития и  количественных характеристик НУВЭРСА, могущие привести к важным и далеко  идущим выводам;

ж) не будет вечно оставаться гипотезой, так как допускает экспериментальную  проверку своих положений».