Начало »
Это УГАСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ К РАЗВИТИЮ - НЕОБРАТИМЫЙ ПРОЦЕСС - НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей).
9. НУВЭРС особенно сильно и непоправимо «разгибает» кривые развития ТВОРЧЕСКИХ способностей, делает их более пологими, медленнее поднимающимися и тем значительнее, чем больше АСИНХРОНАТ - разрыв во времени между «моментом» созревания и началом развития. Возрастание асинхроната ведёт обязательно к затруднению развития, замедлению его и снижению конечного уровня развития, все более и более труднопоправимому.
Легко «разогнуть» кривую развития ребёнка в раннем детстве, уничтожив или ухудшив условия успешного развития, но невероятно трудно потом снова «согнуть» её.
Необратимость этого процесса деградации возможностей развития порождает мнение о врождённости творческих способностей, ибо обычно никто не подозревает, что в дошкольном детстве произошло такое «разгибание».
10. Громадная неравномерность в распределении творческих способностей среди людей порождается не только многообразием в условиях жизни детей, но и большой разницей в величине асинхроната, а наша бедность на людей с высоким творческим потенциалом объяснима лишь неизмеримыми жертвами, которые мы пока приносим НУВЭРСУ в силу традиций и незнания.
Такова в главных чертах новая гипотеза способностей. Насколько удачно и полно она сформулирована, это покажет будущее, но в отличие от старой (традиционной) гипотезы она:
а) выделяет две принципиально различные части способностей - исполнительскую и творческую и два пути развития - обучение (школьные методы) и самодвижение (интерес, увлечение, страсть);
б) предполагает, что громадные различия людей в способностях зависят не от природной одарённости, а от стимулов, от сроков начала, методов и условий развития;
в) допускает, что специфика человеческой нервной системы обеспечивает каждому здоровому ребёнку развитие любых человеческих способностей и до любых достижимых людьми высот;
г) вскрывая явление НУВЭРСА, придаёт первостепенное значение раннему (по современным представлениям) развитию способностей, а точнее, оптимальному сроку их развития;
д) придавая первостепенное значение «приобретённому», а не «врождённому», ставит родителей, воспитателей и исследователей в активную позицию, даёт им понять, что способный ребёнок - не дар природы и успех зависит от них;
е) позволяет начать широкие исследования закономерностей раннего развития и количественных характеристик НУВЭРСА, могущие привести к важным и далеко идущим выводам;
ж) не будет вечно оставаться гипотезой, так как допускает экспериментальную проверку своих положений».