Умение «мыслить перспективой» в творчестве по А.В. Эфросу

«Люди очень часто живут только настоящим. Допустим, в квартире ремонт, надо его закончить. Впрочем, и тут есть некоторая перспектива. Люди внутренне и в поступках своих стремятся к какому-то определённому дню.

У одних эта особенность перспективного мышления связана с бытом, у других - с работой, у одних - короткая перспектива, у других - дальняя. Один человек способен поставить себе задачу на завтра, не больше. Другой - на целых пятнадцать лет. У одного это будет прогулка за город. У другого - сложнейшее научное изыскание. Чем личность крупнее, тем перспективный путь длиннее, а цель значительнее; все это меня интересует в данном случае лишь в плане актёрского мастерства. В понятие крупный актёр обязательно входит способность играть с ощущением перспективы. А мелкий актёр умеет играть только маленькими кусочками. Он не знает, что такое серьёзное развитие роли, развитие ради существенной цели. Он не понимает, что такое стремление к точке, которая будет где-то в конце спектакля.

Впрочем, разумеется, сама эта цель должна быть значительной, ибо хуже нет, чем бешено рваться к ерунде. Но не менее глупо, как бы сознавая большую цель, играть по складам, не ощущая движения, играть статично. Ощущение движения придает игре экономность, а она в свою очередь рождает ясность рисунка.

Наша так называемая бытовая манера игры произвела на свет множество излишеств. Мы часто переживаем роль и создаем некую жизнь на сцене как бы вне времени и пространства. Такие спектакли на ходу разваливаются, их трудно смотреть. Паузы должны быть только там, где они совершенно необходимы. Детали должны придумываться только самые нужные. Надо экономить своё и зрительское время, свои и зрительские силы, чтобы в решительный момент совершить нужное. Самое важное.

Способность играть с ощущением перспективы должна быть у актёра в крови, присуща ему, как присуще это ощущение людям, серьёзно думающим и чувствующим.

Воспитывать в себе чувство перспективы нужно с первой репетиции.

Научить ощущать развитие и стоящую цель гораздо труднее, чем научить разбирать отдельную сцену. Для общих понятий и чувствований должен быть сильно развит интеллект и вся нервная система.

Творческий организм должен быть эластичным в восприятии такого понятия, как перспектива. Каждый момент - это движение к крупной цели. Оно может быть чрезвычайно сложным, это движение, извилистым. Тем яснее оно должно быть выстроено и прочувствовано. Самую сложную перспективу нужно научиться преодолевать с легкостью».

 Эфрос А.В., Профессия: режиссёр, М., «Искусство», 1979 г., с. 41-42.

 И ещё.

«Не всякому выпадает такое счастье - чувствовать себя учеником. Многие не знают этого счастья. Многие думают как раз о том, чтобы скорее выйти, из ученичества, поскольку оно, это ученичество, им как острый нож. Однако лучшие годы любого мхатовца были именно при жизни учителей, а когда их не стало и пришла самостоятельность, счастья, быть может, стало меньше, чем прежде. В искусстве нельзя работать, не имея кумира, разумеется, подлинного, а не фальшивого, но там, в МХАТ, были подлинные кумиры, и это поднимало таланты, укрупняло содержание индивидуальностей, собирало в один кулак всё, что есть в человеке. Ещё неизвестно, что делал бы Москвин без Немировича-Данченко, который учил его всю жизнь. И вот из молодого человека, конечно талантливого, но достаточно нескладного, получился Москвин».

Эфрос А.В., Профессия: режиссёр, М., «Искусство», 1979 г., с. 28.


Система целей творческой личности по Г.С. Альтшуллеру http://vikent.ru/enc/450/