В.И. Немирович-Данченко организовал при Московском Художественном театре Музыкальную студию для своих экспериментов по синтезу жанров (другое название - «Комическая опера»). И театр и студия располагались в одном помещении, но имели две самостоятельные труппы, две дирекции и единый оркестр, сопровождавший спектакли и тех, и других.
«… создание Музыкальной студии Немирович-Данченко толковал как «задачу расширения» искусства Художественного театра. В идеале его студийцы должны были стать поющими артистами Художественного театра».
Радищева О.А., Станиславский и Немирович-Данченко. История театральный отношений, 1917-1938, М., «Артист. Режиссёр. Театр», 1999 г., с. 76.
Его партнёр по созданию театра, К.С. Станиславский «... не любил Музыкальную студию и в сугубо частном письме к сыну называл её «мерзавкой», «никчемной», учреждением «бездарным, безнадёжным». Но, не разделяя творческой программы Немировича-Данченко, он понимал его захваченность студийными опытами и собственным делом. Сочиняя поздравительную телеграмму Немировичу-Данченко к 5-летию Музыкальной студии, в одном из вариантов он писал: «Помня свои увлечения студия[ми], я понимаю испытываемые Вами сегодня чувства». И это была правда. Но терпимость Станиславского, как и «стариков», к Музыкальной студии не распространялась лишь на одно обстоятельство: не имея своего помещения, она находится в стенах Художественного театра. […]
… студия и театр просто-напросто мешали друг другу. Студийцам был необходим постоянно репетирующий оркестр, драматическим актёрам - тишина. Одно время Немирович-Данченко даже подумывал разделить здание МХАТ пополам поэтажно. Отдать весь бельэтаж и верхнее фойе Музыкальной студии, а партер и нижнее фойе предоставить драматической труппе. Но и это не давало гарантии, что внизу не будет слышно, что происходит наверху. А уж как Немирович-Данченко обрадовался, когда весной 1925 года МХАТ уехал на гастроли по стране, а он сам остался в Москве со своей студией. Говорили, что, «проводив их, Владимир Иванович сказал, «вот теперь все помещения в нашем распоряжении».
Радищева О.А., Станиславский и Немирович-Данченко. История театральный отношений, 1917-1938, М., «Артист.Режиссёр.Театр», 1999 г., с. 165 и 170.
В 1941 году – в том числе на основе Музыкальной студии – был создан Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.