Борьба с искушениями при достижении религиозной цели по Феофану Затворнику

Феофан Затворник рекомендовал такие средства достижения религиозной цели:

«1. Поопаситесь самомнения, оно - первый враг. Исправность наша пред Богом,  ещё только преднамеренная, уже порождает мысль о некоей особенности нашей  пред другими и даже пред собою - прошедшим, тем паче когда успеем сделать  что-либо на сём пути. Как только немного постоим мы в сей исправности, она кажется чем-то дивным, и мы начинаем мечтать о себе как о лицах совершенных, совершающих дивные дела. А это враг подущает, чтобы возбудить самомнение. Кто поддастся и впадет в сие самомнение, от того тотчас отходит благодать и оставляет его одного. Тогда враг схватывает его как беспомощную добычу.

2. Страх и опасения да не оставляют Вас. Посреде сетей ходим. Враг никогда  не искушает сразу очевидно худым, а обманывает более видимостями добра.  Неопытный пойдет вслед приманки и попадет в руки врага, как попадает в яму  прикрытую беспечно идущий по лесу зверь. Но опасаясь, не теряйте мужества,  ибо Господь близ.

3. Страх смерти и по смерти суда и воздаяния да не отходит от Вас. С утра,  вместе с тем как восстановлять будете память о Господе в сердце, позаботьтесь привязать к нему память и о сих последних. Затем и будьте с сим помышлением неотлучно весь день, как и с Господом, и, ко сну отходя, говорите: сё ми гроб предлежит! Сё ми смерть предстоит! Увидите, каких охранителей найдёте Вы в них.

4. Нельзя Вам совсем устраниться от общества. Но от Вас зависит бывать более  в таком, в котором менее развлечений. И в этом, когда бывать будете,  внимания своего к Господу, близ и внутрь сущему, и памяти смерти, готовой  взять Вас, не теряйте, сколько можете. Сердца своего не отдавайте под  впечатления предлежащих приятностей от очей, слуха и других чувств. Жизнь в  мире тем и нехороша, что слишком много набивает в душу вещей, лиц и дел, о  которых воспоминание потом мутит душу. И молиться это не даёт как следует.  Средство против сего одно: как можно беречь сердце от приятия впечатлений.  Пусть всё мимо Вас идёт и проходит, не входя в сердце.

5. Не бегайте, однако ж, людей и не угрюмничайте. В Вашем положении это  неудобно, да и пользы от этого Вам не будет. Однако ж бывайте более с  своими. У Вас, верно, все порядки хороши. От них не отступайте, чтобы не  выдать себя из ряду вон и не подвергнуться людскому пусторечию.

6. Духовные занятия - молитва, чтение и размышление - должны идти  неопустительно каждый день. Что в какое время делать, сами приладьте.  Пораньше вставайте и, прежде чем выходить к своим, пройдите все эти занятия,  в какой мере успеете. Молитесь, однако ж, подольше. Свою кровную нужду  выражайте Господу детским словом и с детским доверием, молитвы Молитвенника  перетрощая поклонами с краткими к Богу воззваниями. По молитве читайте с  размышлением и все читаемое прилагайте к себе или додумывайтесь, как  осуществить то в своей жизни. Я писал уже и ещё повторяю: было бы много  плодотворно, если бы Вы каждое утро кратко записывали порождающиеся или  размышлением добываемые мысли при чтении Евангелия и Апостола. Возьмитесь за  этот труд и совершайте его в простоте, без всяких словоизвитий.

7. Трудясь всеусильно, всю печаль Вашу об успехе возверзите на Господа.  Уверенность в Боге - корень духовной жизни. Вдруг ничто не дается, все  придет в свое время. Всё, что взыщете с верою, придёт. А когда? Когда  Господу угодно будет подать. Терпите, твёрдо стоя в начатых порядках.  Воодушевляйтесь надеждою, что придёт день, когда воссияет в сердце свет обрадования, и возвратит ему свободу от всех уз, и доставит легкость  движения и возношения туда, куда повлекут добрые начертания духа. Будете  парить тогда в области духовной, как птичка, выпущенная на свободу из  клетки».

Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться?, М., «Правило веры», 1997 г., с. 242-246.


Истинная цель жизни. Образ жизни соответственно цели по Феофану Затворнику

 

 Наши правила обсуждения умных видео на YouTube