Одно из 6-ти качеств творческой личности высокого уровня
Работоспособность творческой личностиОдно из 6-ти качеств творческой личности высокого уровня
Приемы организации трудаПриемы организации своего творческого труда
X
Одно из 6-ти качеств творческой личности высокого уровня
Работоспособность творческой личностиОдно из 6-ти качеств творческой личности высокого уровня
Приемы организации трудаПриемы организации своего творческого труда
X
А.Н. Колмогоров ценил умение долго работать над научной проблемой, но сам стремился делать научный прорыв и не заниматься детальной разработкой проблемы:
«Многократно в публикациях Андрея Николаевича и разговорах встречался один и тот же сюжет. Некогда Борис Николаевич Делоне, наш выдающийся геометр и вообще весьма самобытная и колоритная личность (чего стоит одно лишь то, что он отказался, будучи избранным, от звания академика, оставшись до конца дней членом-корреспондентом Академии!), выступая в присутствии Колмогорова перед школьниками, высказал мысль, что большое научное открытие отличается от хорошей олимпиадной задачи только тем, что на решение олимпиадной задачи отводится 5 часов, в то время, как получение крупного научного результата требует затраты 5000 часов. (Так, по-видимому, работал сам Делоне, такова же была творческая манера и многих других, скажем, Гильберта, который на годы, а иногда и на десятилетия погружался в какую-то одну проблему или разработку одной теории; таков же был характер творчества и Павла Сергеевича Александрова.)
Андрей Николаевич очень часто вспоминал эти слова Б.Н. Делоне, но всякий раз, когда заходила речь о пресловутых 5000 часах, с чувством какой-то неловкости и даже досады на себя он говорил, что так длительно и сосредоточенно думать об одной и той же проблеме он не мог.
Но он умел концентрировать огромную энергию на сравнительно коротком отрезке времени. Подобная аккумуляция энергии порождала мощный взрыв, и в, казалось бы, неприступных бастионах образовывались зияющие бреши. В них мгновенно устремлялись десятки, а нередко и сотни исследователей. А сам Андрей Николаевич обычно не торопился протискиваться в эти им же образованные щели, у него как бы наступало творческое расслабление и мысленно он устремлялся уже к иной цели.
Андрей Николаевич обычно ограничивал себя лишь глобальным пониманием существа дела, предоставляя доделывать и доводить до конца («до самой сути») другим».
Тихомиров В.М., Андрей Николаевич Колмогоров, М., «Наука», 2006 г., с. 95.