Подготовка творчески-одарённых профессиональных математиков по проекту А.Н. Колмогорова

«В 1963 году при Московском, Ленинградском, Новосибирском и Киевском университетах по постановлению Совета Министров СССР одновременно были открыты четыре физико-математические школы-интерната. Создание школы-интерната при МГУ - школы нового типа - неразрывно связано, а теперь, с 1989 года, и официально, с именем А.Н. Колмогорова (хотя все и всегда называли её колмогоровский интернат, колмогоровская школа). Отвечая на вопрос о том, как он представляет себе первые шаги приобщения к науке будущего ученого. Андрей Николаевич писал:

«Прослеживая биографии известных учёных, в большинстве случаев в начале их пути мы найдём увлекшего наукой школьного учителя, обратившего на способного ученика индивидуальное внимание, первого научного руководителя, указавшего подходящую тему самостоятельного исследования, часто обдуманно приспособленную к возможностям именно данного студента. Часто заметим мы и одного или нескольких близких друзей-сверстников, поддерживающих друг друга. Думаю, что эти тонкие человеческие взаимоотношения, формирующие будущего ученого, сохранят все свое значение и в будущем. […]

Следуя этим принципам, Андрей Николаевич с первого дня создания своей физико-математической школы-интерната рассматривал  непосредственно личную работу со школьниками, а затем и работу в более широком плане, связанную с совершенствованием содержания математического образования в средней школе в целом, как важную и нужную стране, как свою гражданскую ответственность за математическое просвещение.

В течение пятнадцати лет (!) он не только читает лекции и сам проводит упражнения для школьников, но и пишет для учащихся конспекты своих лекций, рассказывает им о музыке, живописи, архитектуре, литературе, ходит с ними в туристические походы, а летом проводит «выездные школы» для набора новых учащихся».

Ширяев А.Н., Жизнь и творчество. Биографический очерк, в Сб.: Колмогоров А.Н., Юбилейное издание в 3-х книгах. Книга первая. Истина – благо. Биобиблиография, М., «Физматлит», 2003 г., с. 160-161.

 

В 1964 году А.Н. Колмогоров написал свои соображения о подготовке профессиональных математиков:

«1. Вопрос, мне кажется, распадается на два:

а) Как добиться, чтобы из университетов выходило возможно больше творчески одарённых математикой, способных самостоятельно получать ценные для развития науки результаты и в будущем руководить подготовкой научных работников (быть хорошими руководителями дипломников и аспирантов).
б) Как добиться, чтобы большинство кончающих университеты (МГУ выпускает ежегодно 250 математиков) получили всю ту подготовку, которая необходима для той деятельности, к которой они предназначены.

2. Мне кажется, что для сколь угодно одарённых математиков полезно в студенческие годы находиться в коллективе, в котором имеют ясные представления о необходимом для всех уровне знаний и тренировки.

3. Фактически рядовой деятельностью кончивших математическое отделение МГУ является не только работа в НИИ (открытых или закрытых), но и работа ассистентов высшей технической школы и втузов. При развитии средних школ с увеличенным преподаванием математики и в них откроется важное поле деятельности наших выпускников. Фактически спрос на математиков со стороны научно-технических институтов отчасти объясняется тем, что значительная часть попавших туда математиков там не удерживается, а сбегает на работу ассистентов высшей школы. Положение улучшилось бы, если бы это обстоятельство было открыто признано и перед нашим факультетом была бы явно поставлена в качестве одной из задач подготовка ассистентов высшей школы.

4. Осуществить ... при приёме в университеты что-либо подобное отбору учеников Высшей Нормальной Школы (Парижская Ecole Normale Superieure  - Прим. И.Л. Викентьева) нельзя и, вероятно, совсем не нужно. И в семнадцать, и в девятнадцать лет отделение «талантов» от будущих рядовых работников НИИ и ассистентов вузов кажется бесцельным, а вероятно, и вредным. Если считать желательным, чтобы в Московском университете процент действительно одарённых математиков был выше, чем он может быть при условии их выделения из обширного (250 человек) и, неизбежно, несколько случайного набора, то следует установить порядок перевода человек пятидесяти из других университетов на 3-4 курс. Если бы этот перевод был связан с обязательством по окончании университета или аспирантуры вернуться в вузы или НИИ той области, из которой переведённый приехал, то это было бы правильно. Конкурировать в нашу аспирантуру такие студенты, конечно, должны свободно».

Ширяев А.Н., Жизнь и творчество. Биографический очерк, в Сб.: Колмогоров А.Н., Юбилейное издание в 3-х книгах. Книга первая. Истина – благо. Биобиблиография, М., «Физматлит», 2003 г., с. 165-166.