Научное соперничество учёных как механизм создания новых школ – случай Н.Н. Лузина…

«Между Лузиным и многими его учениками довольно скоро после первых успехов лузинской школы стали возникать нешуточные трения. Частично они были вызваны оборотной стороной тех методов, которыми Лузин стимулировал творчество своих учеников, Лузин культивировал в своей школе дух соперничества.

Ученики Лузина стали получать выдающиеся результаты, и началось то, о чём П.С. Александров сказал так: «В недрах Московской [...]  школы начался процесс формирования отдельных школ по различным областям математики. [...]  Возникнув, они сразу, как новорождённые киты, зажили самостоятельной жизнью».

Таких «новорожденных китов» в природе не бывает. Мать долго вынашивает и потом, наверное, в муках, рождает своё единственное дитя, которое долго ещё не может жить самостоятельной жизнью.

У Лузина же «народилось» (и почти одновременно) множество научных детей, и они (тоже не сразу) но начинали следовать собственным личным и научным устремлениям. А Николай Николаевич, как мне представляется, упустил время отпустить своих детей в «свободное плавание». Он по инерции пробовал поучать и вразумлять своё «племя младое», и это стало вызывать их раздражение.

Возможно, что одно из первых трагических столкновений такого рода произошло в Иваново-Вознесенске, куда в трудные годы Лузин с группой своих учеников, среди которых был Суслин, переехал из Москвы. Они стали преподавать в педагогическом институте. Лузин поручился в том, что Суслин выполнит некоторые обязательства перед институтом, а тот этого не сделал. А когда учитель стал в этом упрекать своего ученика, Суслин раздражённо сказал, что не нуждается в его нотациях, ибо не считает свой научный уровень ниже. Ученики, привыкшие к соперничеству, стали сравнивать свои достижения с достижениями своего учителя. Не в его пользу. Подобные сопоставления последовали и от других учеников (в «Деле Лузина» такие высказывания звучали многократно, и я сам слышал от Александрова: «А что собственно такого он (Лузин. – Прим. В.М. Тихомирова) сделал?»).

По-видимому, особенно тягостно Лузину было ощущать недооценку своих усилий в осознании результата Суслина. Вот моя реконструкция этой психологической драмы».

Тихомиров В.М., Андрей Николаевич Колмогоров, М., «Наука», 2006 г., с. 42-43.