Элементы системы должны помогать друг другу, а не мешать…
МузыкаОткрытия в области музыки…
X
Цикл произведений Иоганна Себастьяна Баха, состоящий из 48 прелюдий и фуг для клавира, объединённых в 2 тома по 24 произведения (I-й том издан в 1722 г., II-й – в 1744).
Полное название: «Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги во всех тонах и полутонах, касающихся как терций мажорных, так и терций минорных. Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как и для особого времяпрепровождения тех, кто уже преуспел в этом учении; составлено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом - в настоящее время великого князя Анхальт-Кётенского капельмейстером и директором камерной музыки».
Часто для обозначения произведения используется аббревиатура: ХТК.
Этот цикл имел важное значение в связи с переходом на системы настройки инструментов, позволяющие одинаково легко исполнять музыку в любой тональности - прежде всего, к современному равномерно темперированному строю.
Необходимые пояснения:
- Под настройкой музыкального инструмента понимают установление высоты звуков, а также соотношений между высотами разных звуков, извлекаемых из данного инструмента. Настройка производится, например, путём придания струнам инструмента разного натяжения – и, соответственно, изменения частот их колебаний;
- Важно понимать, что во время И.С. Баха не существовало современных клавишных инструментов (клавиров), таких как рояль. Клавишные инструменты (клавиры) того времени – это клавесин, клавикорд и орган, и настраивались они иначе, чем современные…
Название «Хорошо темперированный клавир» предполагает использование клавишного инструмента, настройка которого позволяет музыке звучать одинаково хорошо в разных (!) тональностях.
Такой настройкой, например, является используемый сейчас 12-полутоновый равномерно темперированный строй. Во времена И.С. Баха были распространены другие системы настройки. Это означало, что одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, а некоторые музыкальные приёмы создавали впечатление расстроенности инструмента и диссонанса. Таким неравномерным строем являлся, например, известный со времен античности «пифагоров строй»
Использование неравномерных строев накладывало на музыку той эпохи серьёзные ограничения, но попытки создания более «правильных» способов настройки предпринимались уже долгое время.
Считается, что первый равномерно-темперированный строй создал в 1584 году китайский музыкант, математик и астроном Чжу Цзай Юй [р. 1536]. Идея равномерной темперации Чжу Цзай Юя каким-то образом стала известна в Европе... Впервые она упоминается в неопубликованных трудах фламандского математика Симона Стевина [1548-1620].
Попытки создать сборник пьес для всех двадцати четырёх тональностей предпринимались и до И.С. Баха (например, в 1702 году органист Иоганн Фишер создал цикл «Ariadne musica», и И.С. Бах даже позаимствовал у него тему для одной из фуг II-го тома ХТК). Но опубликованные в 1722 г. первый, а в 1744 – второй том «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха стали наиболее известными и убедительными аргументами перехода к новому строю. И.С. Бах продемонстрировал, сколько новых возможностей несёт музыкантам того времени новая технология настройки инструментов