Отдельные творческие решения в искусстве
КриминалистикаОтдельные творческие решения в криминалистике
Эксперименты и моделированиеСоздание научных моделей и организация экспериментов. Кибернетика.
ЛженаукаЛженаука - имитация науки
X
Отдельные творческие решения в искусстве
КриминалистикаОтдельные творческие решения в криминалистике
Эксперименты и моделированиеСоздание научных моделей и организация экспериментов. Кибернетика.
ЛженаукаЛженаука - имитация науки
X
Характерный момент: к К.И. Лафатеру в Цюрих со всей Европы присылали рисунки, портреты и маски людей (фотографии тогда ещё не было) с просьбой предсказать их будущее, многие с той же просьбой приезжали лично, но в литературе упоминается лишь 2-3 случая успешных предсказаний автором теории и не упоминается о предсказаниях, выполненных, например, читателями его многократно изданной книги…
О своём друге он писал так: «Гений Гёте в особенности явствует из его носа, который знаменует продуктивность, вкус и любовь, словом, поэзию».
«Последователей Лафатера в писательской среде было очень много. «Физиогномика» предоставляла богатейший материал для создания образов выдуманных героев. Им пользовались и поклонники великого физиогномиста, и те, кто о нём не слышал. Рассказы о приметах внешних черт, соответствующих той или иной особенности характера, распространялись среди представителей разных слоев общества и уже не требовали ссылок на первоисточник. Тонкие губы - у злого человека, толстые - у доброго. Черный глаз опасен, голубой - прекрасен. Подбородок, выдающийся вперед, - у волевых людей, скошенный - у слабовольных и т.д. и т.п.
Особенно впечатляющей оказалась легенда о «петлистых ушах». Её приводит Иван Бунин в рассказе с таким же названием: «У выродков, у гениев, бродяг и убийц уши петлистые, то есть похожие на петлю, - вот на ту самую, которой давят их». И всё было бы прекрасно, если бы каждый мог, как Лафатер, определять характер и предсказывать судьбу, основываясь на его теории. Но так как этого не происходило - не получалось закономерностей, а были лишь случайные совпадения, - физиогномику начали забывать и, мало того, высмеяли как лженауку.
Одним из вошедших в историю курьёзов оказалась попытка определить характер Чарлза Дарвина последователем и почитателем Лафатера, капитаном парусного корабля «Бигль» Фицроем, который верил в физиогномику как в систему, не подлежащую критике. Он был убеждён, что сможет определить способности каждого из приходивших к нему кандидатов на должность натуралиста в кругосветном плавании по форме носа. Внимательно вглядываясь в лицо Дарвина, он почувствовал некоторое сомнение в том, что у человека с пробным носом хватит энергии и решимости вынести предстоящее путешествие. К счастью, Фицрой сумел преодолеть свои сомнения и позднее вынужден был признать, что ошибся».
100 великих феноменов / Автор-составитель Н.Н. Непомнящий, М., «Вече», 2007 г., с.50.
М. Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени» писал о Печорине: «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера»
Гипотеза о том, что по буграм или впадинам на черепе, можно точно судить о характере и способностях человека разрабатывалась Францем Галлем. Гипотеза об определении потенциального преступника по его внешним признакам («стигматам») высказывалась Чезаре Ломброзо, но не получила подтверждений ни в XIX, ни в XX веке.