«Ученики заставляют меня самого оставаться молодым»
Поговорка Эрнста Резерфорда
С 1919 по 1937 год Эрнст Резерфорд был руководителем Кавендишской лаборатории.
Как крупный ученый и крупная личность, Эрнст Резерфорд хорошо понимал, что: «Успех учёных зависит не от идей отдельного человека, а от объединенной мудрости многих тысяч людей, размышляющих над одной и той же проблемой, и каждый вносит свою небольшую лепту в великое здание знания, которое постепенно воздвигается».
Эрнст Резерфорд, Избранные научные труды в 2-х томах, Том 2, М., «Наука», 1972 г., с. 492.
И он дарил свои многочисленные идеи ученикам.
«Учёный с глубоким творческим мышлением, с большой интуицией, Резерфорд видел в науке больше проблем, чем мог заниматься сам. Привлекая такое количество талантливой молодёжи, Резерфорд не мог не быть большим учителем. Его научный энтузиазм и любознательность передавались его ученикам» - вспоминал П.Л. Капица.
«Самое замечательное качество Э. Резерфорда как учителя, было его умение направить работу, поддержать начинание учёного, правильно оценить полученные результаты. Самое большое, что он ценил в учениках, - это самостоятельность мышления, инициативу, индивидуальность. При этом надо сказать, что Резерфорд применял всевозможное для того, чтобы выявить в человеке его индивидуальность. Я помню, ещё в начале моей работы в Кембридже я как-то сказал Резерфорду: «У нас работает X, он работает над безнадёжной идеей и напрасно тратит время, приборы и прочее». - «Я знаю, - ответил Резерфорд, - что он работает над безнадёжной проблемой, но зато «эта» проблема его собственная, и если работа у него и не выйдет, то она научит его самостоятельно мыслить и приведёт к другой проблеме, которая уже будет иметь экспериментальное решение». Так оно потом и оказалось. Он многим готов был пожертвовать, чтобы только воспитать в человеке независимость и оригинальность мышления, и, если они проявлялись, он окружал его заботой и поощрял его работу». […]
Как-то в одном из откровенных разговоров, Резерфорд мне сказал, что самое главное для учителя - научиться не завидовать успехам своих учеников, а это с годами становится нелегко! Эта глубокая истина произвела на меня большое впечатление. Главным свойством учителя должна быть щедрость. Несомненно, Резерфорд умел быть щедрым, это, по-видимому, главный секрет того, что из его лаборатории вышло столько крупных учёных...»
Резерфорд - ученый и учитель. К 100-летию со дня рождения / Под ред. П. Л. Капицы, М., «Наука» 1973 г., с. 35-36.
Эрнст Резерфорд был рад успехам своих учеников, но перед публикаций статьей он их тщательно вычитывал – без его визы ни одна статья не покидала пределов Кавендишской лаборатории…