Критика удовлетворения материальных потребностей по Генри Торо

«В феврале 1847 года Торо начал выступать с докладами о своем опыте отшельничества на берегу озера Уолден. Положительные отклики побудили его более интенсивно заняться литературной переработкой переживаний, полученных за время двухлетнего уединения, которое он окончил в сентябре. Он вновь начал жить в доме Эмерсонов, платя за постой помощью по хозяйству».

Ханс-Дитер Клумпьян, Хельмут Клумпьян, Торо, Челябинск, «Урал LTD», 1999 г., с. 33.


В 1854 году Генри Торо написал книгу: Уолден, или Жизнь в лесу / Walden, or Life in the Woods. 

Генри Торо «… принадлежал к ничтожному меньшинству американцев того времени, не разделявших всеобщего энтузиазма по поводу золотых перспектив, открывающихся для  экономики.

Его скепсис был при этом направлен не столько против оптимистичных прогнозов развития хозяйства, сколько против некритичной веры в то, что бурный экономический рост несёт с собой одни блага. Торо также безжалостно ставил под сомнение ценность трудолюбия янки, которое вывело Новую Англию на первое место среди всех штатов Америки по уровню экономики. За столетие до Герберта Маркузе Торо уже критиковал нарождавшегося «одномерного человека».

Центральное возражение Торо против безоглядного делячества своих земляков звучит просто и ясно:

Недостаточно быть прилежными тружениками - так ведут себя и муравьи; вопрос в том, зачем столь прилежно трудиться?

Этим вопросом подавляющее большинство граждан Новой Англии, конечно, не задавалось, и их старания преумножить собственное благополучие не знали никаких разумных границ. Потому они и воспринимали Генри Давида Торо, которого Эмерсон назвал «единственным в городе человеком, располагающим свободным временем», как никчемного бездельника - как неуспевающего по академическим дисциплинам, сказали бы сегодня.

Как верно понимал Торо, его сограждане исходили из той бессознательно воспринятой установки, что счастье возрастает прямо пропорционально росту материального благополучия. Однако именно это было их фундаментальным заблуждением. Ибо, с одной стороны, удовлетворение растёт тем меньше, чем больше его уже имеется в наличии, а с другой - цель постоянного улучшения материального благосостояния находится в непримиримом противоречии с целью достижения счастья: Главное не то, что большинства предметов роскоши и большей части так называемых жизненных удобств человек может запросто лишиться, но то, что они являются явными препятствиями на пути развития человека в существо высшего порядка. Поэтому и справедлива следующая мысль: ...человек богат ровно настолько, насколько он способен отказаться от того, чем владеет.

Ибо человеку, как единственному существу, наделённому душой и духом, для достижения счастья требуется удовлетворение более высокое, нежели удовлетворение лишь телесных потребностей.

Развитие же экономики способно создать только избыток материальных благ, но не способно дать того духовно-душевного насыщения, которое требуется человеку на основании его специфической природы».

Ханс-Дитер Клумпьян, Хельмут Клумпьян, Торо, Челябинск, «Урал LTD», 1999 г., с. 86-88.

 

Творчество Генри Торо – реакция индивидуума на новые правила / ограничения, устанавливаемые капиталистическим способом хозяйствования.


Понятие «самоактуализация личности» по Абрахаму Маслоу.