Отдельные творческие решения в архитектуре
Символы и метафоры творческой деятельности…Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
Отдельные творческие решения в архитектуре
Символы и метафоры творческой деятельности…Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
Главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице города Афине.
Храм построен при Перикле. Освящение храма состоялось в 438 до н.э. Скульптурная отделка внутри храма велась под руководством скульптора Фидия до 432 до н. э.
Парфенон - шедевр древнегреческой архитектуры и символ греческого гения.
Внутри храма «… возвышается бронзовая статуя женщины в доспехах и шлеме. В ногах её питон - атрибут мудрости. Грозна и в то же время спокойна и величава Афина - богиня войны, но её оружие никому не грозит, никого не устрашает. Она оперлась на бронзовое копьё, как страж. Афина считается покровительницей города, охраняющей его мирную жизнь, благополучие, труд.
В честь Афины, кроме бронзовой статуи, воздвигнут и главный храм Акрополя - Парфенон. Мы привыкли, что здание имеет фасад, то есть главную, парадную сторону. Греки хотели, чтобы их постройки были прекрасны со всех сторон. Поэтому они поставили Парфенон так, чтобы человек, войдя на Акрополь, увидел его с угла...
Вход в Парфенон - со стороны, противоположной Пропилеям (Парадный въезд - Прим. И.Л. Викентьева). И в этом особый смысл: зодчие заставляли человека обойти храм, чтобы проникнуться строгим и торжественным настроением. Вокруг Парфенона, за колоннадой, по верху стены тянется стошестидесятиметровая мраморная лента барельефа, изображающего шествие. Вот группа отважных всадников на горячих коренастых лошадках. Девушки в длинных рубахах погоняют круторогих быков. Идут женщины с пальмовыми ветвями - символом мира. Важно шествуют старцы, спокойные и благородные (для процессии в честь богини Афины выбирались самые бодрые и статные старики). Все изображённые как будто действительно движутся, торжественно и ритмично. Фигуры то сближаются, то отдаляются одна от другой, то сливаются в живописные группы.
На рельефе боги смешались с людьми не только для того, чтобы принимать от них почести. Боги и люди участвуют в общем празднестве. Они восседают за теми же столами для пиршеств. Бог ремесла Гефест и покровительница науки Афина беседуют между собой просто и дружелюбно, как труженики по окончании дня. В них нет ничего сверхъестественного, ничего, отличающего богов от прекрасных людей.
Как и все греческие постройки, Парфенон относительно невысок: человек, глядя на храм, чувствовал себя выше ростом и шире в плечах, размеры здания не давили, не принижали его. В Парфеноне нет ни одной строго горизонтальной или строго вертикальной линии. Линии карнизов, ступеней, колонн - всё чуть-чуть, незаметно для глаза, изогнуты с учётом особенностей человеческого зрения. Благодаря этому зрителю все линии представляются идеально правильными.
На первый взгляд кажется, что все колонны Парфенона одинаковы и стоят друг от друга на равном расстоянии. В действительности пролеты между ними незаметно для глаза увеличиваются к центру. Толщина колонн также разная. Вы замечали, наверное, что на фоне неба деревья и другие предметы кажутся намного тоньше, чем на самом деле, - свет как бы «съедает» объём. Чтобы преодолеть это впечатление, угловые колонны Парфенона, которые вырисовываются на фоне неба, чуть массивнее, чем те, что видны на фоне стены. И стоят колонны не прямо: они немного наклонены внутрь, к стенам здания, чтобы казаться выше и стройнее. […]
Вошедшему казалось, что в обширном, окрашенном в красный и синий цвет зале царит полумрак: свет проникал сюда только из распахнутой двери. Но глаз быстро привыкал к мягкому освещению, и взоры обращались туда, где в глубине зала, среди даров, венков, серебряных масок, как бы встречая вошедших, стояла двенадцатиметровая статуя Афины. Богиня изображена во весь рост, в высоком золотом шлеме. У ног её щит, и она придерживает его левой рукой. Прекрасная голова Афины с невысоким гладким лбом и округлым подбородком чуть наклонена, словно под тяжестью шлема и густых волнистых волос. Её глаза из драгоценных камней внимательны и испытующи.
Богиня в образе прекрасной женщины - хранительница города и его сокровищ, горделивое олицетворение Афин. В отличие от бронзовой Афины-воительницы, установленной против Пропилеи, эта статуя подчеркивает миролюбие и мудрость дочери Зевса. Плавно струятся все одежды, гармонируя со спокойной, уверенной позой.
На правой ладони Афины стоит двухметровая богиня победы Ника. Афину Фидий не отлил из бронзы и не высек из белого пентелийского мрамора. Тысячи пластинок слоновой кости были искусно пригнаны к деревянной основе так, что казалось, будто голова и руки великой богини изваяны из одного куска этого драгоценного и благородного материала.
Желтоватая кость выглядела снежно-белой благодаря контрасту со шлемом и одеянием богини из чеканного золота. Круглый щит Афины тоже был золотым. На щите Фидий представил сцены битвы греков с воинственными женщинами-амазонками. Он изобразил десятки фигур: греческих воинов и легендарных воительниц. И в центре можно было увидеть плешивого старика, поднявшего руками камень. Это - сам Фидий.
Парфенон построен из мрамора. Кроме деревянного потолка в храме Афины всё сложено из мраморных блоков. Греки не признавали ни глины, ни извести, ни цемента. Прочность греческой постройки достигалась главным образом безукоризненной подгонкой деталей. Только в особо ответственных местах, например колоннах, камни просверливали насквозь и соединяли бронзовыми скобами или штырями. Пазы между металлом и камнем заливали свинцом... Афинские каменотёсы были мастерами своего дела. Ни один камень не имел технического дефекта. Каждый блок был произведением искусства и поражал не только совершенством отделки, но и благородством пропорций».
Бродский Б.И., Пять древних столиц, М., «Советский художник», 1964 г., с. 19-20 и 24-25.
В настоящее время храм полуразрушен.