Взаимодействие «Личности и Фортуны» по Леону Баттисте Альберти

Леон Баттиста Альберти написал трактаты: «О семье» (1434-1441), «О спокойствии души» (1443) и ряд других, где неоднократно возвращался к теме взаимоотношений  Человека и Фортуны…

«И если попытаться понять, что же такое Фортуна (Богиня случая у древних римлян – Прим. И.Л. Викентьева), то именно эти свойства - изменчивость и непостоянство в сочетании с несправедливостью и коварством, - окажутся в рассуждениях Альберти наиболее характерными для её сущности. «Коварство Фортуны», «переменчивость судьбы», «непостоянство и предательство Фортуны», «неустойчивость и неверность судьбы», «суровость Фортуны», «враждебная судьба», «натиск судьбы», «несправедливая судьба», «коварная судьба» - постоянные характеристики Фортуны и лишь в исключительных случаях - «дары судьбы», «благоприятная судьба». Фортуна вмешивается в ход событий неожиданно и без видимой логики. Она своенравна, переменчива и тем противоположна природе с её строгим порядком и постоянством. Судьба противостоит человеку не как рок, фатум, неизбежная необходимость, а как стихийная сила, влияющая на него чаще пагубно, чем счастливо».

Брагина Л.М., Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков, М., «Высшая школа», 1977 г., с. 165.

 Что же делать?..

«Не во власти судьбы... так легко побеждать того, кто не хочет быть побеждённым. Фортуна одерживает верх лишь над тем, кто ей покоряется». Воля человека свободна, и в этом залог его успешного сопротивления силам внешних обстоятельств. На стороне человека и его virtu, частица самой природы, гармоничной и незыблемой. Так вырисовываются контуры проблемы «Человек- Фортуна» в трактате «О семье», важнейшая идея которого - убедить читателя в значительности природы человека, в силе его способностей, воли, разума, в том, что он может и должен бороться с Фортуной.

Задачу борьбы с Фортуной, мобилизуя свои способности, - идею, близкую учению стоиков, - Альберти формулирует в трактате «О спокойствии души». На первом плане здесь воля человека, свободно направляющая его действия и руководствующаяся лишь разумом. «Кто здраво рассуждает, легко может достичь желаемого», - утверждает Альберти. И далее замечает: «Мы, люди здравого смысла, настолько властвуем над самими собой, над нашей душой, волей, мыслями, чувствами, насколько этого желаем». А если это так, то судьба не в силах причинить человеку вреда даже тогда, когда лишает его внешних благ. «Несправедливость, вероломство, жестокость не тебя делают хуже, но того, кто оказывается их носителем: никакие превратности судьбы или несправедливость худших из людей никогда не смогут сделать человека более плохим... вопреки его желанию и воле». «Ничто из лежащего вне нас, - заключает он, - не в силах воздействовать на нашу душу, разве что мы сами этого захотим».

Эта сила внутреннего сопротивления «несправедливой судьбе, или несчастному случаю, или людской нечестности и подлости» коренится в природных свойствах человека. Подобно тому как холод, жару, непогоду мы переносим благодаря свойствам нашего тела, обеспечивающим нам здоровье, так и превратностям судьбы мы приучаемся сопротивляться душой, поддерживая в ней заложенную природой искру вечности.

Человек обладает способностью приспосабливаться к окружающей среде. «Натура» - тело и душа - обеспечивает человеку внутреннюю свободу, но его действия могут быть скованы действиями других людей или сложившимися обстоятельствами. Природа предусмотрела, чтобы мы были хозяевами лишь самих себя и лишь немногое из своих благ предназначила для нашей пользы.

И Альберти делает вывод: «Итак, не будем забывать, что мы подвержены ежедневным капризам судьбы не меньше, чем все прочие смертные творения. Но эта мысль не должна вызывать в нас печаль, как если бы нам ежечасно грозил полный крах в наших делах». Не отчаиваться, а, наоборот, мобилизовать силы, «укрепить душу должны мы, дабы терпеливо перенести то, что может произойти». Размышляя над прошлыми и настоящими невзгодами, мы будем способны во всеоружии встретить будущее. Душевная твёрдость, разум - вот прочнейшие доспехи, защищающие от ударов Судьбы. Свобода воли простирается лишь на внутренний мир человека. Но чтобы, зная это, он не почувствовал себя бессильным перед лицом окружающей действительности, ему нужно развивать и упражнять природные способности, тренировать волю и выдержку, следовать разуму, изучать самого себя.

Но как быть с господством Фортуны над внешними обстоятельствами, с её постоянным вмешательством в дела человека? Альберти решает эту проблему так: поскольку человек принадлежит Природе, он надёжно защищён ею теми свойствами души и тела, которые даны ему для приспособления к окружающему миру. Чем больше человек опирается на эти способности, тем успешнее его сопротивление силам Фортуны. И даже если весь внешний мир выступит против него, ему помогут выстоять натура, воля и главное – разум».

Брагина Л.М., Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков, М., «Высшая школа», 1977 г., с. 162-163.