Коммунисты не смогли породить А.С. Пушкина…

«В 1928 г. Н. Бухарин с пафосом провозглашал: наша задача есть задача «изменения мира». При этом прорицалось, что каждая личность станет - в результате реализации идеи общественной собственности и всеобщего равенства - гениальной и высокоталантливой. А. Луначарский в ту пору писал: «С высоты этой новой кульминации, быть может, дворянско-пушкинская вершина будет казаться ступенью, лишь предгорьем...». Ещё более прямолинеен был А. Жданов: раз мы живём в самом справедливом и передовом обществе, говорил он, то наши поэты и писатели быстро перегонят Шекспира и Гомера. Л. Троцкий и многие другие, окрылённые романтикой великого будущего, прорицали и проповедовали идею прихода в ближайшее время великих поэтов, писателей, художников, философов... Будущее общество представлялось как «республика гениев», если говорить словами Ф. Ницше. В книге поэтессы Л. Васильевой «Кремлевские жёны» приводятся довольно примечательные (с точки зрения понимания двадцатых годов) рассуждения О. Каменевой - жены Л. Каменева, сестры Л. Троцкого, о проблеме гениальности и талантливости. Она убеждала свою собеседницу, что поэтами, художниками, музыкантами не рождаются, а становятся; идея о прирождённом даре выдумана феодалами для того, чтобы сохранить в своих руках художественную гегемонию; каждого рабочего можно сделать поэтом или живописцем, каждую работницу - певицей или танцовщицей; всё дело только в доброй воле, в хороших учителях, в старании... Данная идея в известное время широко пропагандировалась средствами искусства (вспомним хотя бы кинофильм «Beсёлые ребята»: домработница становится артисткой, а пастух - музыкантом, дирижёром оркестра)».

Овчинников В.Ф., Феномен таланта в русской культуре, Калининград, «Янтарный сказ», 1999 г., с. 291-292.

 

Творческое развитите юношей и девушек