Особенности русской интеллигенции по Г.Р. Иваницкому

«В Европе и в США нет интеллигенции в российском смысле. Там сформировались элиты: университетская элита и элита бизнеса. Чем они отличаются от нашей интеллигенции? Прежде всего, индивидуализмом и даже самодостаточностью: «Я буду делать то, что хочу, но в рамках закона. Хочу, посвящу свою жизнь науке, хочу бизнесу, хочу политике. У меня есть свобода выбора. Никто меня не может заставить поступать иначе, чем я хочу, если я не выхожу за рамки закона, - такова их мораль. - Захочу - пойду работать даже в ЦРУ, если там интересно и хорошо платят».

В России никогда не было свободы выбора. Запад давно живёт по законам, а мы до сих пор живем «по справедливости» или, как теперь стало модно говорить в определённых кругах «по понятиям».

«Суди нас, барин, не по закону, а по справедливости», - так просил русский мужик. Чем отличается одно от другого? Заменой постулата «закон обязателен для всех» на постулат «для каждого общественного слоя свои законы».

Россиян, желавших заниматься бизнесом, чиновники презирали, обирали и использовали в своих интересах, а интеллектуалов сепарировали, но не по масштабу интеллекта, а по принципу личной преданности. Кое-кому давали подобающие «кресла». Получившие их всю жизнь должны были пресмыкаться перед начальством, подражать ему, и жить по «его понятиям». Даже выборы в Академии наук происходили (да и происходят) в значительной степени «по понятиям».

Россия, пожалуй, одна из немногих стран мира, где официально не было рабства подобного американскому. Однако оно всегда существовало в другой, не менее страшной, форме.  Фантастическое расслоение населения по доходам, образованию и по правам - это обычное состояние России в течение 1000 лет. Ещё в «Русской правде» Ярослава Мудрого (одной из первых наших конституций) убийство смерда каралось штрафом в несколько гривен. Вот откуда выросла свобода убивать. Если можно почти безнаказанно убить мужика, то почему нельзя убить барина.

Затем 400 лет (более 15 поколений) крепостного права, включая сталинские колхозы. Беспаспортный мужик был приравнен к недвижимости. Это корни сегодняшнего беспредела. Нельзя быть свободным среди рабов. Рабство развращает и рабов, и рабовладельцев.

Ничего нет опаснее для государства, чем люмпены, которым «нечего терять, кроме своих цепей», а тем более люмпены с оружием. Что сделали они со страной в 1917-1922 годах, взяв в руки винтовку, мы знаем. Некоторые российские интеллигенты пытались хоть как-то повлиять на ход событий. Нобелевский лауреат академик И.П. Павлов, когда его пригласили на собрание кадетов, отказался от приглашения и, как вспоминает его жена, сказал: «Неужели Вы не понимаете, что совершаете преступление, устраивая революцию во время войны?... Нет, я не приму участия в разрушении моей Родины».

Текст «Сталинской Конституции» (1936) считался самым демократичным, а исполнение конституционных прав было самым ужасным. Сколько погибло людей, до сих пор ответить сложно. Альберт Камю правильно сказал: «Всякий революционер кончает как палач или еретик». Сталин уничтожил всех или почти всех своих соратников. Таким образом, если начинают революцию интеллигенты-экспериментаторы, то завершают бандиты.

Кроме того, российские университеты готовили чиновников, а наиболее одарённые и самостоятельно мыслящие выпускники оказывались невостребованными.

Они начинали увлекаться абстрактными, утопическими, революционными идеями, часто работающими на разрушение государства. Но, придя к власти, оказывались к ней не подготовленными. Потому что Власть, особенно в России, - это, прежде всего, выработанный столетиями опыт. Необходимо учитывать множество трудно формулируемых и на первый взгляд не очень существенных для западного ума признаков, и постоянно искать компромиссы. Цель - эволюционное улучшение благосостояния и целенаправленное изменение менталитета населения, т.е. создание гражданского общества, живущего по законам, а не по понятиям.

Для лечения России нужны не хирурги-революционеры, а грамотные терапевты, которые не отрицали бы опыт отцов и не считали, что все предшественники были глупее их. Объяснять и предостерегать - это задача интеллектуалов страны».

Иваницкий Г.Р., Круговорот общество и наука, М., «Наука», 2005 г., с. 27-29.